|
Проводя количественные тесты рекламных роликов, мы заметили, что идеи, не пропущенные на ранних стадиях своего создания через сито качественных исследований, гораздо чаще проваливаются на финальной стадии. Это кажется очевидным - разумеется, лучше тестировать рекламу пока идея еще не превратилась в конкретную историю: проще будет исправить те или иные ошибки и неточности. Но с другой стороны - где гарантия того, что респонденты поймут замысел креаторов, еще не воплотившийся в привычный видеоряд или броский принт? Рекогносцировка местности Объясняться 'на пальцах' с респондентами, т.е. людьми по определению не искушенными в рекламных технологиях, действительно, сложно. Поэтому консерватизм заказчиков, часто выбирающих именно второй вариант, по-человечески понятен. Между тем, вполне возможно объединить достоинства обоих вариантов и избежать их недостатков, если на стадии предварительного тестирования сделать понятной рекламную идею, находящуюся пока в нежном 'младенческом' возрасте. Но для этого придется глубоко вникнуть в психологию респондентов, понять, что мешает их пониманию идеи. Каждому по потребностям Обычно, когда в рекламе заложена рациональная идея (продвижение нового дешевого тарифа, акции и т.п.) заказчики не возражают против предварительного тестирования. Однако если речь идет об эмоциональных идеях - ситуация прямо противоположная. Почему? Мы видим две основные причины:- Эмоциональную идею трудно вербализовать
- Из-за незаконченного вида замысла креатора респонденты могут уйти в негатив из-за сложной для понимания идеи или/и формы ее представления.
Оба аргумента серьезны, но мы рассматриваем их скорее как задачи на пути разработки и тестирования ролика, чем как тупик, из которого нет выхода. Впрочем, универсального решения, 'панацеи' здесь нет. В каждом конкретном случае требуется индивидуальный подход. Например, на этапе, когда сюжет ролика еще не создан, можно сформулировать его основную идею в виде монолога от лица человека. Затем совместно с респондентами мы пытаемся представить героя, от лица которого ведется монолог, и обсуждаем его. Здесь мы просим участников группы описать героя, поместить его в контекст своей реальной жизни и рассказать как они представляют свои отношения с ним: что он будет думать о них, в какие отношения входить и т.п. Бывает, что тестирование происходит уже на стадии, когда идея имеет конкретное воплощение. В этом случае полезно вначале выявить нужды потребителей безотносительно тестируемой рекламной идеи. Для этого мы даем респондентам домашнее задание. В нем мы просим людей описать себя и обсудить темы, которые имеют отношение к изучаемой товарной категории, рекламируемому бренду, его позиционированию. На основе этого можно сформировать гипотезы о том, какие эмоциональные потребности наиболее характерны для изучаемой целевой аудитории. Для чего мы это делаем? Для того чтобы в дальнейшем, в процессе обсуждения рекламы, связать эмоциональные нужды потребителей в категории с теми инсайтами, которые содержит тестируемая реклама. Пусть в каком-то из случаев реклама апеллирует к такой потребности как 'контроль'. В то время как эмоциональные нужды потребителей занимают области свободы, поиска нового, сильных эмоций и самовыражения. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что эмоциональная идея, содержащаяся в рекламе, вряд ли будет релевантна потребителям. Это моя реклама, это мой бренд Еще одна трудность в работе с неоформленной идеей - сложность интерпретации высказываний респондентов. Обычно они банальны, поскольку, как правило, людям задают стандартные вопросы - ведь 'заточить' их под конкретную задачу, находящуюся в начальной стадии разработки трудно. Например, при ответе на обычный в таких случаях вопрос: 'Что реклама говорит вам о бренде?' можно получить ответ в духе того, что 'он для молодых', а вовсе не 'благодаря этому бренду, я уношусь вихрем мечтаний в прекрасные миры'. Поэтому одна из основных задач исследователей заключается в том, чтобы понять, попал ли основной эмоциональный посыл в сердце и душу потребителя. К примеру, при тестировании сюжетных, игровых роликов, в которых есть персонажи, мы инициируем обсуждение действий и характера главного героя (героев). В других случаях мы пытаемся понять, насколько респондентам понятно развитие сюжета и эмоции, испытываемые героями в ходе развития сюжета ролика. Как это выглядит в реальности? Рассмотрим конкретный пример. Изначально в тестируемой рекламе, ориентированной на молодых девушек, было 2 эмоциональных истории в формате сторибордов. Не будем пересказывать сюжеты, заметим лишь, что вместо обычного первого вопроса о спонтанных реакциях, мы попросили респондентов сразу же пройтись по кадрам сторибордов и описать, что они видят на каждом кадре и - главное - что они думают и чувствуют по этому поводу. Важно то, что при этом мы уводим респондентов от оценки и анализа ролика целиком. Что же удалось получить на выходе? Например, среди высказываний по первому ролику часто звучали такие слова как 'это странно, я так не делаю', 'она скучный человек', 'я бы никогда не жила в такой комнате'. А вот несколько цитат, которые были получены при обсуждении второго ролика: 'под конец дня я обычно выгляжу точно так же!', 'как это знакомо', 'это то, что я всегда пытаюсь делать'. Понятно, что в первом ролике, потребителям не всегда близки действия и образ жизни основной героини ролика. Поэтому на выходе были рекомендованы значительные доработки с целью устранения тех различий, на которые нам указали высказывания респондентов.
Страницы: 1 2 3
|
|
|
|
|