|
Потребители покупают не только Ваш товар - они покупают и Вашу репутацию. Именно поэтому так важен хороший имидж компании. Одним из способов создания успешной деловой репутации является сувенирная продукция.
История сувенирной продукции довольно сложна. Гробницы древнеегипетских фараонов, например, были набиты золотом и прочими 'сувенирами'. А какой сейчас имидж у этих правителей? Очень многим далеко до него. Считается, что история рекламных сувениров началась в США в 1845 году. Тогда один коммивояжер применил простой, но очень действенный рекламный ход - снабдил свои визитные карточки календарем. Отечественная история довольно спорная в этом плане. С одной стороны, практически весь XX век нашим предпринимателями было не до имиджа. Потому что предпринимателей практически не было. С другой стороны, все же были типично русские сувениры (матрешка, дымковская игрушка), которые способствовали повышению нашего имиджа. Однако называть их в полном смысле 'деловыми сувенирами' нельзя. В то же время существовали сувениры с символикой отечественных заводов, фабрик - но и они, по сути, не являются предметом нашего разговора. Цели повысить имидж предприятия в глазах деловых партнеров, клиентов они не ставили - не было нужды, по понятным причинам. Поэтому остановимся на следующем: сувенирная продукция, имеющая своей целью повышение имиджа компании, в СССР была, но в зачаточном состоянии, и практически не развивалась.
По-настоящему интересоваться сувенирами отечественные предприниматели начали после внедрения рыночной экономики. Началось все, разумеется, в Москве - собственно, и сейчас столица является законодателем мод деловых сувениров. До периферии новинки доходят через 2-3 года.
Менялась мода, менялись и сами подарки. Уже давно круг не ограничивается обычными ручками, блокнотами - сейчас можно сделать какой угодно сувенир. Известны случаи, когда подобные подарки являли собой целые произведения искусства, выполненные в единичном экземпляре. Разумеется, такое случается крайне редко, однако VIP-сувениры сейчас очень распространены.
Таким образом, нельзя точно описать все возможные деловые сувениры - даже российские компании, которые в это деле пока позади зарубежных коллег, предлагают широчайший спектр всевозможных вариаций на эту тему. Перечислим некоторые, наиболее популярные: ручки, флажки, блокноты, значки, кепки, майки, зажигалки, брелоки, сумки, часы, календари, кружки, ежедневники, пакеты, портсигары, изделия из кожи, металла - список можно продолжать очень долго.
Сувенирный рынок в России
В России ежегодный объем сувенирной продукции оценивается специалистами приблизительно в 150 - 200 млн. долларов, и имеет неплохие перспективы. При сохранении сегодняшних темпов роста рынок имеет шансы вырасти до 1 млрд. долларов к 2012 г.
Сувенирная продукция уже выделилось в отдельную отрасль, и занимает около 10% от объема рекламного рынка в целом. В последние годы в нашей стране наблюдается бурный рост 'сувенирки', связанный с выходом страны из кризиса. В этом бизнесе заняты тысячи людей, работают сотни компаний.
Географическое распределение неравномерно. До 70% сувенирной продукции сконцентрировано в Москве, часть в Санкт-Петербурге, других промышленных центрах. Па периферию попадают жалкие крохи.
Также необходимо отметить, что около 80% предметов, использующихся для сувенирной продукции, производится за пределами России. Несколько лет назад этот показатель достигал 90%, однако отечественная производственная база начинает наращивать обороты. Тем не менее, для большинства российских компаний в этой сфере основным источником дохода является перепродажа предметов, и нанесение символики.
Условно все фирмы, работающие в этом сегменте, можно разделить на две категории:
Компании, обладающие производственной базой. Это означает самостоятельное изготовление предметов, на которые наносится информация. Преимущества в том, что, работая с такими фирмами, можно не волноваться о проблемах на таможне, сроках поставок, и т.п. Зачастую, правда, российские сувениры обходятся дороже своих зарубежных аналогов.
Компании, являющиеся посредниками. Своей базы они не имеют, но у них налажены партнерские связи с производителями предметов. Подобным образом работает большинство российских компаний, поэтому российский рынок сувенирной рекламы занимается, в основном, предоставлением услуг.
Классификация сувениров
Promo-сувениры. Наиболее распространенные (те самые ручки, и флажки, и прочие подарки, которые в огромных количествах раздаются на промоакциях, выставках и прочих местах скопления потенциальных клиентов). Сувениры этого класса дарят, разумеется, не деловым партнерам, а конечным потребителям товаров и услуг компании. Достаточно простые, но, тем не менее, необходимые в повседневном быту вещи. Являются инструментом имиджевой рекламы. Например, ручки с логотипом компании - один из наиболее распространенных сувениров.
При выборе promo-сувениров следует обращаться внимание на цену (в сторону её снижения), и также на возможность максимально выгодного размещения своего логотипа.
Бизнес-сувениры. К этой категории относятся сувениры, которые дарят партнерам по бизнесу, собственным сотрудникам - то есть тем, кому необходимо проявить чуточку больше внимания, кого необходимо отделить от обычных клиентов компании. Дарят такие подарки с целью выражения хорошего расположения к партнеру, поддержания имиджа компании в бизнес-среде, привлечения новых партнеров. Сотрудникам дарят такие сувениры для поддержания корпоративного духа - чаще всего такие акции приходятся на корпоративные вечеринки.
Основными отличием бизнес-сувениров от промо-сувениров являются, как правило, более высокая стоимость самого подарка, а также гораздо большая эксклюзивность. Примерами могут служить: офисные часы с символикой компании, наручные часы (символику рекомендуется делать на подарочной коробке, но не на самих часах), дорогие офисные наборы, ежедневники. Для сотрудников фирмы более актуальны подарки от ежедневников до футболок, с обязательным логотипом компании.
Страницы: 1 2
|
|
|
|
|