|
Что такое социальная реклама в России не знает никто, кроме узкого круга креативных личностей, для которых творить, выдумывать и пробовать - есть профессия. Томск не исключение из общей картины дремучей отсталости нашего рекламного рынка от утвердившихся в цивилизованном мире реалий социальной пропаганды. Хотя это даже не пропаганда. И по большому счету не реклама. Такого рода изделие - своего рода пинок социуму (то есть обществу) по тому или иному поводу, призванный заставить этот самый социум подумать над извечными человеческими ценностями, над этикой. Увы, хотя над этой благородной миссией в Томске работают несколько профессиональных коллективов, особой заинтересованности властей в социальной рекламе пока не наблюдается. Одинокий щит на Новособорной площади, вопрошающий 'Стоит ли сигарета здоровья вашего ребенка?' - вот, пожалуй, единственный образчик такого рода продукции. А между тем... Кувалдой по голове Интернет журнал 'Рекламные идеи - Yes' не так давно провел небольшой онлайн-опрос на тему 'Почему в России не развита социальная реклама?'. Получилась очень забавная картина. 71 процент участников опроса выбрали ответ 'Государство не заказывает, а ведь подобная инициатива должна быть только сверху!', 20 процентов проголосовавших ответили 'Позвольте, в России есть хорошая социальная реклама!', и 9 процентов выбрали вариант ответа 'Это не интересная для творчества область'. Что можно сказать? Государство на самом деле социальными проектами не интересуется. Хотя в России все-таки существуют примеры профессионально выполненной 'социалки'. И как утверждают сами рекламщики - между коммерческой рекламой и социальной разницы практически нет. Все дело в идее. Есть идея, значит будет создан интересный, профессиональный продукт. Достаточно вспомнить ныне широкоизвестную работу рекламной группы 'Дарт' - 'Детей не бросать', исполнение которой не потребовало практически никаких технических усилий, но 'выдумка' идеи заняла огромное количество времени. Интересно, что на прошлогоднем московском фестивале социальной рекламы плакат 'Детей не бросать' не получил главного приза, хотя голосование на сайте поисковой системы Rambler однозначно вывело его в лидеры. Народ, так сказать, оценил по достоинству. (Правда, упущенное 'Дарт' наверстал на фестивале малобюджетной рекламы уже в апреле этого года, где 'Детей не бросать' получил главную награду в номинации 'Некоммерческая реклама'). По шокирующей силе своего воздействия на зрителя эта работа напоминает разве что удар кувалдой по голове. Кстати 'Дарт' в других своих работах пошел именно по пути отработки 'шокирующей' идеи. Как рассказывает руководитель группы Дмитрий Беляев, получив заказ сделать 'нечто против курения', идею обдумывали бесконечно долго. Целевая группа очень ироничная - попробуйте убедить курильщика бросить курить... Возник образ одиозного маргинала, протягивающего зрителю пачку 'Мальборо'. Последним придумали слоган - 'Предлагаю вонючий образ жизни!' Дмитрий Беляев считает, что русскому менталитету особенно приятно визуальное знакомство с рекламой, имеющей в корне своей идеи некую 'штучку', 'изюминку'. Эта 'изюминка' придает законченному продукту повышенную эмоциональность и результат, как правило, оказывается потрясающим. Например плакат 'Хотел казаться привлекательнее', моделью для которого выступил томский КВНщик Михаил Башкатов, по сути прост. Молодой человек в баре мило проводит вечер наедине с бутылочкой джина. Далее (в нижней часть плаката) идет серия снимков а ля Polaroid, изображающая этого же молодого человека в различных позах над унитазом. Говорят, люди, которые видят этот плакат первый раз - смеются. Эмоциональный эффект получен (при этом он может быть и обратным - когда люди плачут), а значит реклама попала в цель. Вообще, как говорят рекламщики, социальная реклама - это благодатная тема для любого копирайтера, поскольку тут задействованы сильные эмоции, гораздо сильнее, чем возникающие при выборе шампуня. Поэтому шок - хотя и не самоцель в подобной рекламе, но прием хорошо отработанный и самое главное - действующий. Сравните, что больше отложится в вашей памяти: реклама салона отделочных материалов или, например, реклама американского фонда помощи голодающим в Сомали. Текст первой рекламы - 'Все для ремонта!', текст второй: 'Мы не просим у вас денег. Вы не любите, когда у вас просят деньги. Мы просим у вас коробки из под обуви. У нас не хватает гробов, чтобы хоронить детей'. Кто заказывает музыку? По большому счету, оценить эффективность социальной рекламы довольно трудно, поскольку на самом деле она не имеет просчитываемого эффекта. Важно здесь то, что социальная реклама - это реклама не конкретного товара, а некоторого "отношения к миру". Оно может проявиться (или не проявиться) только в долгосрочной перспективе. Причем результат заранее неизвестен и любые прогнозы здесь, как правило, хромают. Однако именно то, что дорогостоящее место в эфире, на уличных рекламных щитах, в газетах и на радио используется "неэффективно" (не для непосредственного извлечения выгоды), возможно, и является условием влияния такого рода рекламы. Наш зритель, чего уж греха таить, приучен к определенной рекламной эстетике денежных затрат, стремящейся соблазнить не столько информацией, сколько способностью оплатить рекламное зрелище (мы это рекламируем, значит ты можешь это купить). Когда же среди потока товаров возникает "отношение к миру", то потребительское сознание на миг теряет ориентиры. Человек 'зависает'. В этом, наверное, и заключена основная сила 'социалки'. Никто не знает, сколько людей отказались от курения, когда на Тайване стали 'украшать' пачки сигарет рентгеновскими снимками внутренних органов курильщиков, пораженных раковыми клетками. Однако не требуется проводить специальных исследований, чтобы предположить силу воздействия такой пропаганды.
Страницы: 1 2
|
|
|
|
|