|
Лозунг 'реклама - двигатель торговли' - давно является аксиомой и в объяснении и доказательствах не нуждается. В данной статье хотелось бы коснуться одного из психологических аспектов рекламы, а именно: какие её особенности 'ведут' покупателя к прилавку, к витрине, заставляют приобрести тот или иной товар, даже не смотря на то, что на данном этапе жизни человек не испытывал острой потребности в рекламируемом товаре.
Какие свойства рекламы приводят к тому, что, под её одурманивающим влиянием человек приобрёл какой-либо продукт, вещь, а после задумывается, а зачем, собственно говоря, он это купил? На каких 'невидимых струнах' подсознания потребителя 'играют' рекламные сообщения?
1. Практически каждый человек подсознательно, а то и сознательно стремиться быть 'как все', принадлежать группе, общности, где его уважают и принимают, стремится держаться 'в стае', не стать 'белой вороной', не выбиваться из ряда равных и подобных. Такое стремление может заключаться в желании выглядеть модно, то есть так, как выглядит большинство людей из окружения; делать и иметь то, что подчёркивает престиж, например, владеть автомобилем 'как у друга, как у соседа, как у всех однокурсников'. Если человек видит в рекламе толпу весёлых счастливых молодых людей, потребляющих пиво определённой марки, то подсознание может воспринять этот сигнал так: 'Они пьют пиво и счастливы, значит, чтобы стать счастливым, как они, нужно пить пиво именно этой марки'. Эти рассуждения верны для других подобных рекламных посылов. Так же в рекламных сообщениях можно уловить мысль, например, следующую: 'Те, у кого есть сотовый телефон nokia, успешны, респектабельны, чуть ли ни миром владеют, а если у тебя его ещё нет, так это постыдное недоразумение'. Вот и идёт человек покупать товар, казалось бы, не нужный, но повышающий самооценку, словно бы ставящий покупателя в один ряд со всеми.
Шлифуем мозги потребителя
2. Кроме желания быть 'как все' людьми, особенно молодёжью и подростками, движет не менее сильное стремление отделиться, индивидуализироваться, стать 'не таким, как все', принадлежать к особой малочисленной группе, классу (элите), к тем, у кого есть нечто, выгодно отличающее их от большинства, от массы, от толпы. Такое, например рекламное сообщение: 'Спешите, только для избранных, для тех счастливчиков, которые успеют до ...го числа купить... , - !' может на сознательном и подсознательном уровне трактоваться так: 'Да, надо скорей купить этот товар, вот все будут завидовать, ни у кого нет... а у меня есть!' Или ещё такая реклама: 'Только у нас и только для вас!', или, к примеру: 'Не будь как все, купи автомобиль!' Эффект тот же самый. Благодаря такой рекламе подростки требуют, выпрашивают у родителей деньги на то, чтобы, как им кажется, выгодно ото всех отличаться. А ранее описанный тип рекламных сообщений (пункт 1), напротив, часто приводит к тому, что дети (от 5 до 12 лет) просят родителей купить тот или иной товар 'как в рекламе', чтобы не чувствовать себя хуже более обеспеченных сверстников.
3. Эффект ажиотажа, 'единственного' шанса, уникального предложения. Сюда подходят примеры, описанные в пункте 2. Рекламные сообщения, вызывающие надуманный ажиотаж, эффект эксклюзивности, спешки, боязни опоздать, упустить единственный шанс, провоцирующие покупателя на неосторожные ненужные приобретения, могут выглядеть следующим образом: 'Внимание всем! Только сейчас и только у нас скидка 50%!', 'Только для вас! Спешите! Уникальное предложение!', 'Беспрецедентная акция! Только до середины января!, 'Торопитесь! Осталось всего 200 телефона этой марки! Покупайте, пока они не достались кому-то другому!', 'Вы на волне удачи, пока у вас есть возможность купить это прямо сейчас! Второй фотоаппарат вы получаете совершенно бесплатно!' В самом последнем примере действует уже иной механизм.
4. Подкуп 'бесплатными' товарами, подарками, призами. Здесь и так всё ясно. Редкий человек устоит перед возможностью что-то получить бесплатно, мало кто не погонится за дармовым товаром. На это и рассчитана такая, к примеру, реклама: 'При покупке телевизора ... вы становитесь участником лотереи с возможностью выиграть автомобиль!', 'Покупая у нас стиральную машину, вы получаете телевизор в подарок!, 'Купив у нас плеер, второй вы получаете совершенно бесплатно!' В этих случаях люди просто не осознают, что стоимость подарка входит в стоимость покупаемого товара, что выиграть практически не возможно и, выиграв, всё равно нужно будет платить налог.
Существует ещё много рычагов подсознания потребителя, на которые довольно успешно нажимает реклама.
http://www.adhard.ru/page-al-podsoznanieadreklamavozd.html
|
|
|
|
|