|
"Доместос" не помогает в профилактике гриппа, фильтры Виктора Петрика не очищают воду, а маги и народные целители вообще не вправе что-либо обещать. Регулирующие органы и законодатели в последнее время явно усиливают борьбу с недобросовестной рекламой. Но если солидные компании уже удается заставить отвечать за свои слова, то по-прежнему непонятно, как добиться этого в отношении массы мелких лгунов
Профилактическая чистка
В апреле этого года Федеральная антимонопольная служба оштрафовала компанию "Юнилевер Русь" на 40 тыс. руб. за недостоверные сведения в рекламе. Плакат, ставший причиной санкций, утверждал, что моющее средство "Доместос" уничтожает микробы, в частности вирус свиного гриппа, это и вызвало раздражение регулятора. Компания "Юнилевер" была так уверена в свойствах своего моющего средства, что подала в арбитраж иск к ФАС.
"Несмотря на то что в ходе судебного разбирательства были представлены исчерпывающие доказательства (заключения независимых лабораторий, маркетинговое исследование, лингвистическая экспертиза и т. д.), подтверждающие достоверность информации, присутствовавшей в рекламном макете, арбитражный суд г. Москвы признал рекламу недостоверной,- сообщили по этому поводу в компании.- Однако суд, по нашему мнению, неполно выяснил обстоятельства, не дал оценку и не опроверг представленные доказательства, а мотивировочная часть решения, полученного на этой неделе, содержит противоречия".
"Доместос" действительно подвергался микробиологической экспертизе в европейской лаборатории, которая подтвердила, что чистящее средство способно уничтожать вирус гриппа A/H1N1. Даже отечественное НИИ дезинфектологии признало, что "Доместос" можно применять для дезинфекции при гриппе. Но ФАС трудно убедить такой экспертизой. "Нисколько не сомневаюсь, что он убивает вирусы,- заявил по этому поводу "Деньгам" начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Николай Карташов.- Я думаю, если хлорку вылить на вирус свиного гриппа, он тоже умрет. Но это не значит, что хлорку можно рекламировать как средство для профилактики гриппа и приделывать фото ребенка".
По логике ФАС из рекламы можно сделать вывод, что моющее средство предназначено для профилактики заболеваний, к тому же в домах, где живут дети. А ведь это средство не от гриппа, а всего лишь моющее.
Торжество подобной логики возможно, когда регулятор воспитывает крупного производителя известных товаров. Мелкие рекламные обманщики, как правило, остаются неуловимыми.
Приключения неуловимых
"Средство для эпиляции Х удаляет волосы навсегда. Не требует частого применения" - иногда продавец расхваливает товар с таким азартом, что не замечает внутренних противоречий. Есть и не такая забавная реклама. Радиоролик одной из крупных московских клиник обещает практически чудесное излечение от рака, рассказал в телефонном интервью "Деньгам" депутат Госдумы и врач-педиатр Антон Беляков.
"Безоперационное лечение онкологических болезней, без химио- и радиотерапии" - так звучит рекламное сообщение. "Люди верят в это, продают машины, квартиры. Лечение стоит дорого и ничего не дает,- возмущается Беляков.- Мы уже обратились в правоохранительные органы, надо возбуждать уголовное дело".
Самый дорогой для потребителя рекламный обман в России случился в самом начале развития отечественного рекламного рынка. "Большего количества жертв недобросовестной рекламы, чем во время раскрутки финансовых пирамид в 1993 году, не было",- напоминает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. С тех пор рекламный рынок изменился: пьяный танцор в балетной пачке, рекламирующий водку "Белый орел", остался в 1990-х. Реклама сигарет тоже изгнана из массовых СМИ, табачникам даже запретили называть сигареты с меньшим содержанием никотина легкими. Теперь внимание общественности занимают более тонкие материи.
"Например, мы снимали с эфира рекламу одного энергетического напитка, в ролике которого снят 15-летний ребенок, хотя эта продукция не предназначена для детей,- говорит Янин.- Не сказал бы, что большая часть рекламы лжет: серьезные телеканалы и рекламодатели фильтруют недобросовестную информацию. Чаще она встречается в газетах и на радио. Одна из главных болевых точек - биологически активные добавки: большинство радиостанций не гнушается рекламой сушеного чеснока, якобы спасающего от катаракты".
Рынок БАД продолжает стремительный рост: в этом году было зарегистрировано 1825 новых наименований, всего их уже 6 тыс., напоминает Антон Беляков. Некоторые добавки оказываются слишком активными. "Многие БАД для похудения, продающиеся в РФ, действительно содержат вещество, способствующее уменьшению веса,- продолжает депутат и врач Беляков.- Но это вещество также вызывает сердечно-сосудистую недостаточность, угнетающе действует на центральную нервную систему и даже приводит к шизофрении. 45% предприятий - изготовителей БАД нарушают санитарные нормы. Многие рекламируют БАД как чудо-лекарство, еще более эффективное, чем таблетки, способное вылечить неизлечимые болезни".
Целая статья в законе "О рекламе" напрямую запрещает говорить о лечебном эффекте биологически активных добавок. Однако даже солидные СМИ не гнушаются зарабатывать на пропаганде БАД, не скрывая, впрочем, брезгливости. "Мы не проверяем рекламодателя на добросовестность, на это есть госорганы, которые и выдают лицензию,- отметил по этому поводу главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов в онлайн-интервью, размещенном на сайте радиостанции.- "Эхо" во всех эфирах рекламно-медицинского характера предупреждает: посоветуйтесь с врачом".
Формально, конечно, нарушения нет: по закону ответственность за содержание ролика несет рекламодатель, а не СМИ. Однако производители добавок, как правило, неуловимы для госорганов. "Часто это фирмы-однодневки, которые сложно привлечь к ответственности. Мы выносим решение, при этом некоторые производители даже в суд не являются. А потом эта фирма появляется с другим названием - и все заново. В прошлом году у нас 120 дел по БАД было",- говорит Николай Карташов из ФАС.
Страницы: 1 2 3
|
|
|
|
|