|
Дополнительная сложность: ответственный за недостоверную рекламу обычно стоит в конце цепочки посредников, его поиски и судебные разбирательства продолжаются несколько месяцев, за это время реклама уже успевает принести дивиденды.
Депутаты пытаются решить проблему радикально: на рассмотрении Госдумы находится законопроект, запрещающий рекламировать БАД вне специализированных мероприятий и медицинских печатных изданий. Впрочем, даже если запрет будет утвержден, неясно, что может помешать БАД прорасти под новым названием, не упомянутым в законе.
Волшебный досуг
Пока производители БАД обещают чудесное исцеление травами, другая категория рекламодателей готова исцелять своими чудесами: маги и экстрасенсы прочно обосновались на телевидении. Борьбу с ними возглавили депутаты "Единой России" Владимир Мединский и Виктор Звагельский. Депутаты, однако, не решаются бросить вызов собственно колдовству, запретив его, а действуют исподволь, запрещая магам рекламировать их услуги. В Госдуму внесены поправки к закону о рекламе, запрещающие рекламировать оккультно-мистические услуги. Проект закона, похоже, уже нашел одобрение в правительстве и имеет, если его не сглазят, много шансов на прохождение.
Рынок рекламы оккультных услуг оценивается примерно в $10 млн. Вероятно, даже если эту рекламу запретить напрямую, она появится "под зонтиками", в скрытом виде, допускает Виктор Звагельский. "Но большую часть шарлатанов мы этим запретом отсечем, а скрытая реклама - это уже следующий этап борьбы",- заключает депутат.
Однако на практике победить законспирированную рекламу почти невозможно, даже если речь об откровенно незаконной деятельности. Например, объявления, которые можно встретить в большинстве газет, не упоминают бордели напрямую, однако вряд ли кто-то неправильно истолкует рекламный месседж "девушки на выезд".
"Мы уже проиграли в суде дело, после того как наказали одно издание за распространение рекламы по тематике "досуг",- рассказывает Николай Карташов из ФАС.- Слово "досуг" многозначно, может, они там стихи читают. По сути, суд так и сказал, и мы проиграли все инстанции. То, что на взгляд обывателя кажется очевидным, с точки зрения права недоказуемо".
В пресс-релизах ФАС встречаются сообщения о том, например, что экспертный совет службы "обсудил рекламу услуг центра "Волшебный рай" с изображением девушек в неоднозначных позах" и не смог найти нарушения.
Корреспондент "Денег", представившись рекламодателем, позвонил в рекламный отдел крупного издательского дома, чтобы разместить объявление досугового характера. Хотя флагманская газета издательского дома отказалась печатать мою "интимную" рекламу, мне предложили отдать объявление в бесплатную газету того же ИД, распространяющуюся по всей Москве. Главное условие - оставаться в рамках двусмысленной лексики. Из документов необходим только паспорт. "Можете использовать паспорт одной из девушек, если не хотите свой",- предложили мне схему, видимо, проверенную практикой.
Руководитель правового департамента юридической компании "Налоговик" Алексей Львов разбирает пример объявления "Галя и Света. Апартаменты"... "Из текста рекламы не следует, что объектом рекламы являются услуги Гали и Светы. Можно сказать, что рекламируются именно апартаменты, а Галя и Света - контактные лица".
Впрочем, проблема здесь не в рекламе, а в относительной безнаказанности тех, кто организует бордели, отмечает депутат Антон Беляков. Подобные деяния караются и уголовным, и административным кодексом, но если по 241 статье УК виновным грозит до пяти лет лишения свободы, то по статье 6.12 КОАП максимальное наказание - штраф до 2,5 тыс. руб. или 15 суток ареста. "Понятно, что зачастую у правоохранительных органов есть заинтересованность ограничиться штрафом,- поясняет Беляков.- Если убрать эту законодательную альтернативу и сутенеров наказывать реальными сроками, то и их реклама пропадет".
Конкурентная борьба за правду
Называть низкую цену автомобиля в базовой комплектации - обычный прием рекламщиков. И хотя все знают, что такой машины или не окажется в салоне, или вы сами ее не захотите приобретать, придраться к таким сообщениям удается редко. 20 мая этого года ФАС признала ненадлежащей рекламу автомобиля Skoda Yeti 4 х 4. В ролике была указана цена 699 тыс. руб., это действительно стоимость Yeti. Но антимонопольная служба заметила, что "цене 699 000 руб. соответствует автомобиль Skoda Yeti в комплектации 4 х 2 (передний привод)", а полноприводный автомобиль стоит от 899 тыс. руб. Получается, рекламодатель - "Фольксваген Групп Рус" - поплатился за одну цифру в ролике. Это дело, отмечают эксперты, наверняка инспирировано конкурентами-автопроизводителями. "Претензии к рекламе предъявляет, как правило, ФАС по обращению того или иного юридического или физического лица,- говорит руководитель юридического департамента рекламной компании BBDO Russia Group Анна Кочаровская.- Если обращение в ФАС инициировано юридическим лицом, то не исключено, что это проявление конкурентной борьбы. Если же обращается физическое лицо, то это, скорее всего, уже реальная жертва недобросовестности".
В громких случаях, как, например, с напорно-наливными фильтрами "Золотая формула ZF-МЧС", больше известными как фильтры Петрика, к делу подключаются борцы за права потребителей.
Исследовательскими способностями Виктора Петрика восхищались государственные руководители высокого уровня, например председатель высшего совета партии "Единая Россия" Борис Грызлов. С другой стороны, специальная комиссия РАН, изучавшая работы ученого, указала на ошибочное толкование Петриком наблюдаемых явлений. "Деятельность г-на В. И. Петрика лежит не в сфере науки, а в сфере бизнеса и изобретательства",- открестилась Академия наук от самодеятельного коллеги. После серии скандалов к критике Петрика присоединилось Общество защиты прав потребителей (ОЗПП), заказавшее исследование фильтров, выпускающихся компанией Петрика "Золотая формула". "Данные исследования показали неэффективность работы очистного устройства и его несоответствие свойствам, заявленным в паспорте изделия. Таким образом, вода, получаемая на выходе из фильтра, просто опасна для здоровья потребителей",- говорится в пресс-релизе ОЗПП. С результатами исследования защитники потребительских прав обратились в суд.
Страницы: 1 2 3
|
|
|
|
|