|
"Для небольших клиентов солидные рекламщики не всегда подходят: неповоротливы,- объясняет Владимир Евстафьев.- Много бумажной работы, пока все утвердят, пройдет месяц, а реклама нужна завтра. Небольшой заказчик боится, что в крупном агентстве его не заметят, идет к маленьким".
Парадокс в том, что, даже демпингуя, малый бизнес за счет минимальных издержек может иметь норму прибыли выше, чем гранды. "У малого агентства прибыльность на краткосрочном разовом проекте может быть примерно на 30% выше, чем у нас",- подсчитывает Турхан Махмудов.
Рекламщик-почвенник
Интернет-ролики можно снять за копейки, а если они ярки, то выстрелят сами по себе, а тут и заказчик подтянется. Но таких примеров мало. Вот, скажем, студия My Duck`s Vision. Организована тремя студентами с первоначальным бюджетом 40 тыс. руб. Самый знаменитый ролик - "Феерическая расстановка точек над эмо": 12-летняя девочка рассказывает о своей подростковой субкультуре. В портфолио My Duck`s Vision - пародии на рекламу дезодорантов и бритв, а также шутки на тему русской нелюбви к американцам. Сатира вроде немудреная, но - миллионы просмотров на YouTube. К самодеятельным юмористам стали обращаться с коммерческими заказами. "Первые деньги, около 100 тыс. руб., нам заплатили через год после открытия студии,- говорит один из основателей My Duck`s Vision Юрий Дегтярев.- Причем вышли на нас сами".
Затем уж - создание юрлица, расчетный счет. За два года сняли еще 20 роликов стоимостью от $3 тыс.
Однако от гламура и креатива пора переходить к твердой почве. Рассказать о том, как ее нужно обрабатывать, согласился мой знакомый Николай Гольдберг. Он почти год как переехал в Москву из Перми, где у него было рекламное агентство. Сейчас работает наемным менеджером в крупной компании, но заказы от прежних клиентов продолжают поступать. "Может показаться, что дизайнер рисует рекламу, копирайтер пишет текст, а организатор процесса ничего не делает,- рассуждает Гольдберг.- На самом деле именно предприниматель объяснит дизайнеру, что это изображение должно быть ярким, в молодежном стиле, а копирайтеру - что здесь текст нужен взвешенный, без особого вызова. На предпринимателе все финансовые и юридические вопросы". Организатор должен смыслить в маркетинге - желательно лучше, чем сам заказчик. И уметь с ним общаться. "Мало какой дизайнер на это способен,- улыбается Николай.- Это чаще всего человек в эпатажных сапогах, майке с покемонами и отсутствующим взглядом". Позиция между творческими натурами и денежными мешками, уверяет Николай, принесет мне около половины всего бюджета проекта. Товарищ советует мне браться за любой заказ - разработку логотипа, фирменного стиля, создание видео или аудиоролика, запись телефонного автоинформатора. С душой выполненный мелкий заказ может через пару месяцев потянуть за собой крупный. "Фирменный стиль я могу сделать за 40 тыс. руб., создать анимационный видеоролик - за 50-70 тыс. руб.",- показывает мне Николай свое портфолио на экране лэптопа. Исполнители - сначала из знакомых, впоследствии их круг расширился в результате поиска по профильным сайтам, например free-lance.ru.
"Нормальная ситуация: я в Москве, дизайнер в Перми, программист в Ростове,- рассказывает Гольдберг.- Общаемся через Skype: пять сеансов связи в день, если нужно". Помимо мобильности козырь бизнеса в том, что команда в регионе стоит дешевле столичной. Московский актер за запись радиоролика попросит около 5-8 тыс. руб., его коллеги в Перми, по словам Николая, соглашались и за 500 руб. В московском агентстве Four Diamonds Media работы по производству рекламы пересылают в Киров. "Обеспечиваю партнерам там 90% работы. А сама могу предложить своим клиентам невысокие цены,- говорит директор агентства Галина Павловская.- Причем размещается эта реклама на федеральных каналах". Выкладывая за ротацию на ТВ около 10 млн руб., экономный рекламодатель может заплатить "пролетариям рекламы" считаные десятки тысяч.
В общем, прихожу к такой минималистской бизнес-модели: буду администрировать, сам писать сценарии и прочий копирайт. Дизайнером станет друг Владимир - он художник, умеет работать с видео, а в последнее время увлекается анимацией. Создаю юрлицо - это может стоить примерно 10 тыс. руб. Офис арендовать не будем. Техническую часть - в аутсорсинг товарищу-программисту, который возьмет $150 за сайт. Придется также напечатать визитки и папки, но это мелочи, дизайн-то - со своего огорода. Итого можно уложиться в $500.
Предложение нашей рекламной студии не станет новым словом в рекламе, главное - наладить поток. "Лучше производить простой продукт,- подтверждает мэтр Евстафьев.- Табуретки всегда нужны". А вот помимо сайтов-логотипов и эксклюзивное предложение родилось: дешевая "наружка". Компаньон Владимир увлекается еще и граффити, уже исполнял подобные заказы. Миру чистогана противопоставим искусство молодежного протеста - и возьмем за это чистоганом. Рисунок наносится баллончиками с краской на стены заказчика: месседж броский, модный и недорогой. Для стенки автосервиса или мойки лучше не придумаешь. Один заказ принесет тысячи долларов.
К свадьбе, как в анекдоте, все готово, дело за немногим - жениха уговорить: остается всего лишь найти заказчиков. Все мои наставники утверждают, что первые заказы приходили от знакомых. Несколько потенциальных клиентов есть, например заводик по производству тротуарной плитки в Подмосковье, владелец которого рассказывал мне несколько месяцев назад, как открыть и продвигать такое же дело. Пусть его рекламный бюджет ограничен несколькими сотнями долларов в месяц, мы готовы на демпинг. По знакомству и ради портфолио.
С ним можно выходить и на тендеры: их можно найти в интернете. Например, съемка и размещение видеосюжета, посвященного деятельности одного из районов Санкт-Петербурга, за 200 тыс. руб. Или изготовление фирменного стиля за 25 тыс. руб. Конечно, на тендерах обманывают, но не всегда. В пользу этого бизнеса говорит тот факт, что при отсутствии заказа предприятие есть почти не просит: офиса нет, команда собирается на проект и потом разбегается. Секрет успеха - в умении искать клиента. Тут заранее не пристреляешься - охотиться надо всерьез.
Страницы: 1 2 3
|
|
|
|
|