|
'Продажность наших блогеров в какой-то момент переросла в социальный спам', - уверен Николай Белоусов, руководитель службы интернет-продвижения Panasonic. С ним соглашается известный журналист и не менее известный своей непримиримостью блогер Эльдар Муртазин: 'Блогеры продаются за копейки, так что доверия к ним больше нет. Дальше будет только хуже'.
Лимоны цветут, а персики сгнили
В том, что дальше будет только хуже, несложно убедиться, если спрогнозировать развитие блогосферы с помощью модели экономиста и нобелевского лауреата Джорджа Акерлофа.
Более тридцати лет назад экономист Акерлоф заинтересовался американским рынком подержанных автомобилей: его удивило, что число качественных, то есть не убитых, автомобилей на вторичном рынке стремительно сокращается, а число машин, которые честный продавец пустил бы только на детали, растет. Акерлоф решил разобраться, почему. Он разделил все представленные на рынке автомобили на две условные группы - 'лимоны' (убитые автомобили, на которых далеко не уедешь) и 'персики' (в удовлетворительном состоянии). Главная особенность этого рынка в том, что достоверно определить 'лимон' или 'персик' перед вами можно, лишь проехав на нем существенное расстояние, то есть только после покупки. В результате, рискуя приобрести плохой товар, всякий покупатель будет справедливо требовать более низкой цены - как своеобразной премии за риск. Очевидно, что в случае с хорошим автомобилем продавцу цену снижать невыгодно, а в случае с плохим - он неплохо наживается на своем тайном знании качества машины. В результате продавцы в массовом порядке снижали цены, следуя за спросом, но начали торговать по большей части убитыми автомобилями, а покупатели все чаще были недовольны покупками. Этот феномен Акерлоф назвал ухудшающим отбором, который ведет к вырождению рынка.
Ясно, что в социальных сетях продавцы и покупатели - это блогеры и читатели, но денежные средства между ними не ходят, ведь валютой социальных медиа выступает доверие или уважение. То есть чем выше некое условное качество дневников и записей блогеров, тем больший кредит доверия они получают от своих читателей. Если читатели не могут определить достоверность той или иной встречаемой в блоге похвалы, то по аналогии с подержанными автомобилями их кредит доверия блогеру резко снижается, вплоть до того, что блогер, который часто хвалит бренды, может и вовсе растерять доверие читателей. Это такое же следствие асимметрии информации, как говорят экономисты, как и на рынке 'лимонов' Акерлофа.
К чему это может привести? С одной стороны, опасаясь быть уличенными в рекламе, блогеры могут совсем перестать отзываться о чем-либо в позитивном ключе, ведь по мере распространения скрытой рекламы в блогах риск утерять доверие становится все выше. Кроме того, чтобы разнообразить свои дневники, разбавить объемы рекламной патоки, популярные блогеры могут намеренно добавить в них негатива, быть может, даже несправедливого, с агрессией и нецензурной лексикой, заодно сигнализируя брендам о своем желании на них заработать. Наконец, если почти любой позитивный пост все равно будет вызывать у читателей волну негодования, стоит ли писать его бесплатно? Руководствуясь этой логикой, блогеры, как и некоторые провинциальные российские газеты за статьи, могут начать выставлять брендам счета за любое нейтральное или позитивное сообщение о них в своем дневнике.
А это, в свою очередь, означает неконтролируемый рост рекламного спама во всех социальных медиа, с одной стороны, и эскалацию всего негативного: маргинализацию блогов, рост постов с нецензурной лексикой и оскорблениями - с другой.
Наступление 'Блогуна' и 'шоладемизация' уже серьезно сказались на нашей блогосфере. Сергей Половников, основатель интернет-ресурса 'Обзор кино', недавно из любопытства решил протестировать сервис 'Блогуна' для продвижения своего сайта. ''Блогун' и платные посты жестоко подорвали доверие людей к блогам. Так, рекомендации некоторых популярных 'тысячников' (см. 'Топ 'Яндекса' как зеркало блогосферы' ), активно пишущих на заказ, приносили мне лишь двух-трех постоянных читателей, то есть тех, кто тем или иным образом подписался на наши новости и обзоры. Зато совет читать наш сайт, оставленный в блоге человека, который имеет кратно меньшее число читателей, но редко пишет платные посты, приносил до нескольких десятков читателей'. Это лишний раз свидетельствует о том, что кредит доверия популярным блогерам снижается, а значит, ухудшающий отбор уже действует.
Схожая ситуация и на Западе: от продажных 'активистов' страдают и там, порой в самых невероятных случаях. Так, недавно популярный сайт о мобильных гаджетах Mobilecrunch разоблачил одно американское пиар-агентство, которое предлагает разработчикам мобильных игр продвижение в App Store - интернет-магазине приложений компании Apple. Ловкие пиарщики накручивают рейтинги мобильных игр в магазине (а ведь это рынок объемом в сотни миллионов долларов): их агенты ставят оценки в максимум звездочек, чтобы пользователи охотнее приобретали игры и программы для своих телефонов, веря в их высокое качество. Журналисты издания стали кликать по именам тех пользователей, которые оставляют максимальные оценки чаще других. И хотя раскрыть их связь с агентством не удалось, как же подозрительно смотрится тот факт, что они всегда оценивают игры на максимум, а оценки ставят только клиентам агентства! Но оценки - лишь малая, видимая часть мошеннического айсберга. Один из разработчиков прислал журналистам деловое предложение агентства, куда вошли и позитивные обзоры в социальных сетях, и фальшивые рецензии на форумах, и даже выход на сцену со Стивом Джобсом, легендарным главой Apple.
Естественно, вера в пользовательские мнения и оценки как сигнал о качестве подрывается. Но самое главное - подрывается и вся основа 'вебдванольного' интернета, который принято считать коллективным разумом, где правят бал простые пользователи и их мнения. Выходит, что в царстве 'вебдванольного' спама бал правят отнюдь не пользователи, а рекламные бюджеты и подкупленные звезды.
Страницы: 1 2 3 4
|
|
|
|
|