|
Если рассматривать Интернет-индустрию как бизнес, то помимо услуг провайдеров и их рынка, существует еще два важных направления. Это контент-провайдинг (от англ. сontent - содержание) и электронная коммерция.
Что касается электронной коммерции, то сразу сделаем оговорку: как бизнес она существует лишь на Западе. В России пока нет универсального способа платежа в Интернете, который был бы доступен для всех пользователей в любой точке страны. Существуют локальные (или точнее региональные) точки электронной коммерции в отдельных городах (например, в Москве): товар, проданный через Интернет, может быть доставлен услугами специальных компаний, либо по почте и оплачен, к примеру, наложенным платежом. Помимо отсутствия единой платежной системы в Сети, существуют и чисто психологические факторы, тормозящие развитие e-commerce, такие как отсутствие у наших граждан традиции заказа через каталоги, а главное, их недоверие к покупкам такого рода.
Некоторые компании инвестируют разработку подобных платежных систем. Уже разработаны своего рода прототипы. Разумеется, наиболее преуспевают в этом западные инвесторы, стремящиеся освоить российский Интернет-рынок в период его становления. По нашим прогнозам, у нас единая платежная система появится не ранее, чем через полгода.
Кто такие контент-провайдеры?
Контент-провайдерами обычно называют Интернет-проекты, предоставляющие при помощи Сети информацию, бесплатно или за деньги. В российской части Сети наиболее распространен именно первый вариант. Развитие платного сектора в контентной индустрии у нас сдерживается относительно небольшим числом Интернет-пользователей в стране. Платная информация, как правило, специализированная (например, финансово-экономическая) предоставляется ограниченным числом Интернет-ресурсов, чья аудитория имеет на то потребность и потому готова за эту информацию платить. Для реализации услуг, как правило, используется механизм подписки - публикации, реже - оплата времени работы или объема полученных данных. По данным РОЦИТ, наиболее популярна информация, продаваемая информационными агентствами: РосБизнесКонсалтинг, ФинМаркет, МФД, Агенство консультаций и деловой информации, некоторыми СМИ, например, газетой "Moscow Times", а также брачными агентствами, службами знакомств и он-лайновых развлечений (эротика и игры).
Спрашивается, о каком бизнесе может идти речь, если контент бесплатен? Тем не менее, именно этот сегмент Интернет-рынка в России сейчас находится под пристальных оком западных инвесторов. Что же их более всего в нем привлекает и какие критерии являются показателями выгодности вложения денег?
На самом деле, создание бесплатного и даже платного контента в российском Интернете на данный момент чрезвычайно невыгодное дело. Хотя один важный источник дохода все же существует - продажа рекламы. С другой стороны, контент-бизнес привлекателен тем, что очень дешев по затратам относительно, скажем, телевизионного или газетно-журналого бизнеса. И третий момент, весьма важный: в российском Интернете, готовится почва для создания и развития рынка электронной коммерции. Сыграть на этом сейчас (то есть определить, какие из существующие сегодня проектов имеют наибольшие перспективы он-лайновой торговли, обладают всем необходимым потенциалом, чтобы сформировать вокруг себя "ядро" будущей торговой электронной сети, и вложить в такие проекты относительно небольшие средства) - означает в будущем приобрести многократно приумноженные источники дохода.
Теперь попробуем заглянуть в мастерскую контента и проанализировать, как "делается" этот бизнес.
Допустим, у нас есть цель, есть идея, теперь нужны средства. Каково минимальное количество ресурсов, необходимых для создания конкурентноспособного веб-проекта?
Если речь идет о создании обыкновенного контент-сайта, не требующего привлечения высококвалифицированных специалистов для создания сложных программных модулей, а также наличия мощной аппаратной платформы, то несколько десятков тысяч долларов плюс грамотная маркетинговая кампания позволят сегодня сделать проект, который в будущий век электронной коммерции можно будет продать за сотни тысяч.
Интересно, что для создания такого сайта не обязательно набирать большой штат сотрудников (как, например, в редакции газеты или журнала). Редактор, веб-дизайнер, программист, менеджер - в целом не более шести-семи человек - вот и вся команда. Все остальные участники проекта - внештатники, или как это модно говорить в он-лайн среде - аутсорсы (от англ. outsource, внешний источник).
Интернет сегодня совершает революцию в принципах организации труда. Работодателю аутсорс обходится дешевле как по зарплате, так и по организационным издержкам: не надо тратить деньги на дополнительную рабочую площадь в офисе, покупку компьютера, платить лишние налоги. Выгодно и самому аутсорсу: его рабочее время не фиксировано, он может с помощью своего компьютера с доступом в Интернет работать сразу в нескольких компаниях, причем в комфортных домашних условиях, за чашечкой кофе и т.д. Виртуальные сотрудники могут находиться как в одном городе с работодателем, так и в любом из городов нашей страны, где есть доступ в Интернет, а также за ее пределами.
И все-таки, можно ли извлекать доход из веб-проекта уже сейчас?
Можно, хотя издержки он будет покрывать далеко не полностью. И это если вложить в проект не десятки, а сотни тысяч долларов, причем только в его раскрутку. То есть, на современном этапе развития российского Интернета ситуация такова, что любой крупный веб-сайт (например, такого уровня как поисковая система) "по умолчанию" будет являться неприбыльным. Единственный серьезный источник дохода сегодня - продажа рекламы - не может окупить расходов на поддержание проекта в силу того, что услуги Интернет-рекламы стоят несоизмеримо дешево по сравнению с Западом. Грубо говоря, если забить рекламой все страницы поисковой системы Апорт и результатов поиска на ней баннерами (как в общем сейчас и происходит), это все равно не окупит весь бюджет на разработку технологий, зарплату сотрудникам, программистам, оборудование и т.д.
Страницы: 1 2
|
|
|
|
|