|
В результате продвижение в социальных сетях стало едва ли не темой номер один в современном маркетинге. Ей посвящают статьи, презентации, книги, чуть ли не каждый месяц проводятся конференция, форум или по меньшей мере особая секция на каком-нибудь симпозиуме маркетологов, которые посвящены чему-нибудь вроде 'интерактивного промоушена' в социальных медиа. 'Твиттер', 'Фейсбук', 'Майспэйс' и 'Фрэндфид' (Twitter, MySpace, Facebook, Friendfeed - популярные на Западе социальные сети) стали особыми словами магического свойства, по знанию или незнанию которых теперь отличают продвинутого маркетолога от недалекого провинциала.
Между тем появление возможности зарабатывать на блоге приводит к тому, что его ведение становится для многих людей такой же работой, как адвокатура или программирование. Согласно последним отчетам американской службы занятости, в США уже более 20 млн блогеров, причем 1,7 млн из них признались, что неплохо зарабатывают на своих блогах, а свыше 450 тыс. и вовсе сказали, что ведение блога стало для них основным источником дохода. Более всех этими цифрами оказались удивлены сами американцы, ведь число профессиональных блогеров в стране вплотную приблизилось к числу юристов (550 тыс.) и даже превысило количество программистов, каковых в США лишь около 400 тыс. Профессиональные американские блогеры, как оказалось, неплохо зарабатывают - от 45 до 200 тыс. долларов в год.
Плюс шоладемизация всей страны
Крупнейший отечественный поисковик 'Яндекс' зарегистрировал более 11 млн русскоязычных блогов. Из них активных (которые содержат пять записей и обновлялись хотя бы раз за последние три месяца) - меньше 1 млн. Людей, считающих ведение блога профессией, найти в России пока сложно. Тем не менее в том, что касается активизации скрытой рекламы, в русскоязычной блогосфере складывается ситуация ничуть не менее апокалиптичная, чем на Западе. 'Популярных блогеров беззастенчиво юзают. Зовут на заводы, фабрики, в гамбургерные и пельменные. Гуськом тянутся одни и те же лица в кино на первые показы и к спикеру на 'побеседовать'. Нам навязывают пельмени 'От Палыча', доставку от 'Утконоса' и лучшее пиво всех времен. Мне удивительно, что никто еще не посетил фабрику 'дошираков' и не организовал оттуда репортаж о том, как все прекрасно, вкусно и полезно для желудков', - с возмущением пишет в своем блоге создатель популярного блогохостинга Liveinternet Герман Клименко.
Клименко говорит о многочисленных шумных кампаниях, которые будоражили последние годы нашу блогосферу. Одной из самых скандальных стала акция сети магазинов 'Утконос', которая подкупила целый взвод популярных блогеров, чтобы те рассказывали, как удобен ее сервис доставки продуктов. Сегодня топ-блогеры страны буквально ежедневно нахваливают туристические маршруты и агентства, магазины, автомобили, телевизоры, ноутбуки, телефоны, косметику, продукты питания - буквально все, что только можно приобрести за деньги. Неужели бесплатно? Едва ли. По оценке Максима Александрова, популярного блогера scandal-max, который подрабатывает в блогосфере, связывая бренды и популярных блогеров, до 80% топ-100 виднейших блогеров страны в той или иной форме уже делают тайные спонсорские посты. Правда, его цифрам вряд ли можно полностью доверять. Его работа - продавать блогеров, а значит, он должен поддерживать миф об их тотальной продажности.
Вольно или невольно олицетворением этого явления стал журналист и популярный блогер Самсон Шоладеми, блогер sholademi, из фамилии которого возмущенные пользователи сети образовали термин шоладемизация, под которым теперь понимают активный самопиар и коммерциализацию блога за счет 'спонсорских' постов. По словам самого Шоладеми, выступавшего на одном из круглых столов, посвященных новым медиа, в 'спонсировании' блогерских постов он не видит ничего крамольного: это обычный сегодня способ заработка. В зависимости от своей популярности блогер может попросить за хвалебный пост от десяти долларов до нескольких тысяч, но в среднем речь идет о нескольких сотнях в твердой валюте. Благодаря удачному самопродвижению Самсона даже пригласили поработать в одном довольно известном пиар-агентстве, где некоторое время он руководил службой по взаимодействию с блогерами. Впрочем, репутационные риски очень скоро превысили выгоды от сотрудничества с Шоладеми - и последнего попросили на выход.
Появилась в России и своя биржа, где можно покупать блогеров оптом и вразвес - как коммодити-товар вроде гречки, бананов или сои, под названием 'Блогун'. Поначалу 'Блогун' создавался как биржа ссылок, где можно было покупать у блогеров ссылки на сайты, известность которых нужно было повысить. Но сегодня 'Блогун' - это еще и сервис, который позволяет рекламодателям покупать позитивные посты блогеров о своих товарах, затушевывая при этом рекламный характер сообщений. 'Блогун' скрывает самых известных блогеров из зарегистрированных в системе, но опытные эксперты говорят, что среди агентов 'Блогуна' немало из первой сотни. Всего в системе зарегистрировано свыше 22 тыс. блогов с совокупной аудиторией более 7 млн человек.
'Коррумпированность прокатилась по блогосфере как эпидемия гриппа по планете, - рассказывает Константин Максимюк, совладелец и креативный директор агентства по продвижению в социальных сетях. - Большие агентства и бренды безвозвратно испортили нашу блогосферу деньгами. Самые коррумпированные площадки сегодня - это 'Живой журнал' и популярные группы сети 'В контакте'. А ведь если бренд готов общаться со своими потребителями, выслушивать их и реагировать на критику, а маркетологи не крысятничают на откатах, никакие подкупы и мешки денег не нужны'.
Страницы: 1 2 3 4
|
|
|
|
|