|
- Спецы-оценщики стараются измерить сеть той же меркой, которой оценивают заводы и шахты.
Все это приходится учитывать, прибегая к международным стандартам оценки интеллектуальной собственности, которые используют три подхода:
затратный - во что обойдется покупателю создание сайта, аналогичного тому, который продается; рыночный (сравнительный) - сколько стоили аналоги, проданные ранее; доходный - какую прибыль приносит объект и когда окупит затраты на его приобретение (создание).
Все эти подходы дают приблизительную оценку. Поэтому для большей уверенности всегда стараются посчитать цену по нескольким методикам. Тогда можно понять, скажем, уровень цены, при превышении которого инвестору становится невыгодно участвовать в проекте, а выгоднее самостоятельно создать и раскрутить аналогичный ресурс.
Также важно понимать, что является предметом сделки, т.е., что собственно нужно оценить:
если продается сайт, то его цена - это СУММА цен программного обеспечения, контента, прав на домен, торговой марки, клиентской базы, действующих договоров с рекламодателями, идей и т.д.; если продается доля в проекте, то это стоимость прав на долю в дальнейших прибылях; если продается ресурс, находящийся на балансе предприятия, то это - стоимость долей (акций) в уставном капитале такой фирмы.
2.2. Как покупать?
США: Очевидно, что как и в большинстве вопросов, касающихся инвестиционных сделок, особенно в сфере высоких технологий и авторского права, наибольший опыт накоплен в США. Достаточно посмотреть новостные ленты, чтобы оценить тамошнее разнообразие отношений владельцев ресурсов между собой и с инвесторами. Здесь и стратегические альянсы и партнерства, и взаимообмен долями в уставном капитале, и слияния- поглощения, и предоставление локальных эксклюзивных прав и т.д. Однако, поскольку развитие правовых полей наших стран несопоставимо, лишь малая доля этого опыта может быть применена в РФ, причем только после определенной адаптации и развития с учетом национальной специфики.
РОССИЯ: Инвестиции "по-простому". Как ни странно, если подходить строго и формально, сайты и особенно Интернет - проекты являются не такими уж простыми объектами сделок. В принципе, интуитивно мы понимаем, что продать несложный и недорогой сайт просто. Действительно, даже если что-то оформлено не так, то потери будут невелики. А уж если стороны по сделке неплохо знают друг друга, то в любой момент, ошибки могут быть исправлены совместными усилиями. Сделки "с подстраховкой". Другое дело, если продавец и покупатель мало знакомы и сумма сделки переваливает, скажем, за несколько тысяч долларов, не говоря уж о полновесных продажах. Здесь уже есть основания потратить некоторое время на обдумывание размеров возможных потерь и подстраховки от возможных "маленьких хитростей" контрагента по сделке. Дело усугубляется тем, что ресурсы Интернета являются разновидностью объектов интеллектуальной собственности, а это - одна из тех сфер права, где и в более "правовых" государствах регулярно происходят конфликты на почве нечеткости и оспаримости многих моментов. О каких угрозах идет речь? Инвестор "покупает" сайт, а бывший владелец сайта, получив деньги, тут же зеркально воссоздает его под другим именем и начинает конкурентную раскрутку. Покупатель купил сайт, но неожиданно, провайдер хостинг-услуг отказывается поддерживать сопутствующий сайту домен или не признает прав покупателя на администрирование. Автор ресурса привлекает инвестора на условиях партнерства, инвестор исправно оплачивает услуги третьих лиц по развитию проекта, но в один прекрасный момент отстраняет автора от дел, не заплатив лично ему ни гроша (см. Просчеты при сделках). Итак, если сделка предстоит на немалую сумму, а партнер по сделке более опытен в этом деле или же его дальнейшее поведение не очень предсказуемо, не мешает ряд положений сделки закрепить "на бумаге". Причем сделать это лучше "по настоящему", а не для отписки.
Что продается и что покупается.
Итак, продавая сайт по правилам, его владелец теоретически имеет возможность продать (вместе или по отдельности), а значит, и включить в стоимость продукта следующие компоненты: - программный продукт в виде набора html-страниц, cgi и Java -скриптов, БД и т.п.
- данные в виде файлов графики и текстов
- права на доменное имя (если таковое имеется)
- права на торговую или иную марку (если она была зарегистрирована вами)
- свои авторские права по многим из перечисленных позиций (софт, дизайн, графика, и пр.)
- клиентскую базу (права на работу с зарегистрированными клиентами), права по заключенным ранее и не прекратившие своего действия договоры с рекламодателями и т.п.
- нематериальный актив, включающий деловую репутацию или известность (иначе говоря - раскрученость) сайта, выражаемый в суммах, потраченных автором на рекламу и привлечение аудитории за все время существования ресурса.
Однако, "может продать", это еще не значит "продаст". Ведь покупатель купит только то, что точно принадлежит продавцу и то, что у покупателя потом никто не отнимет и не отсудит. Любой инвестор понимает, что не обязательно всеми этими составляющими владеет одно лицо.
Формы сделок
договор купли-продажи ресурса (сайта, проекта) или его отдельных компонентов; договор аренды (найма) части ресурса (например, рекламных площадей); договор совместной деятельности по осуществлению проекта и/или эксплуатации ресурса (либо с созданием отдельного юр. лица, либо без оного - в виде Простого товарищества); создание отдельного предприятия (ООО, АО), единственной собственностью которого является Интернет-ресурс, и продажа не частей ресурса, а долей (акций) в уставном капитале такого предприятия, т.е. договор - купли продажи ценных бумаг (акций) или долей; переуступка отдельных прав, реализуемых с помощью ресурса; договор поручения инвестору каких-либо функций по развитию сайта с оплатой в виде части от полученного при этом дохода.
Автор: Андрей Иванов
Страницы: 1 2 3 4
|
|
|
|
|