|
Правда, есть и скептики, советующие не слишком увлекаться радужными перспективами. Попробуем разобраться. Действительно ли 'обычные' интернет-магазины следует срочно 'перевозить' в социальные сети? Дорога в Сеть Сегодня мы наблюдаем очень интересный момент. Далеко не все участники рынка уже выстроили свои виртуальные витрины в социальных сетях. Но присматриваются - действительно многие. Как минимум, эксперименты некоторых крупных брендов - достаточный повод для других игроков. Недавно один из медийных мейджоров, компания Warner Brothers, предоставила пользователям Facebook возможность просмотра фильма 'Бэтмен', сделав тем самым первый шаг к созданию собственного 'кинозала по запросу', интегрированного в социальную сеть. Платить за сеанс предлагается местной 'валютой' - 'кредитами' Facebook. И вот что показательно: кинокомпанию не отпугнул тот факт, что, используя 'кредиты', приходится отчислять социальной сети 30% от стоимости покупки. (Занятно - эти самые 30% явно входят в моду: столько же забирает себе Apple с каждой продажи программного обеспечения сторонних разработчиков в своих магазинах App Store и Mac App Store). А вот другой пример, наглядно демонстрирующий, как можно организовать продажи в социальных сетях. Авиаперевозчик Malaysia Аirlines уже продает билеты на своей странице в Facebook (причем оплатить их можно традиционным способом - банковской картой). Есть и первые отечественные опыты на ниве f-коммерции. Так, розничная сеть магазинов электроники и бытовой техники 'М.Видео' в дополнение к своему интернет-магазину запустила еще одну виртуальную точку, также в Facebook. По словам представителей компании, ассортимент 'большого' магазина и торговой точки в Facebook - одинаковы. Хотя, несмотря на наличие полноценной витрины с ценами, оплатить товар непосредственно в соцсети нельзя (что выглядит некоторым нарушением формирующихся 'канонов' f-commerce) - пользователя переадресовывают на торговый сайт ритейлера. Впрочем, как говорят в 'М.Видео', возможность оплаты пластиковыми картами 'внутри' Facebook появится у пользователей уже летом этого года. А вот связываться с 'кредитами' в компании пока не готовы: очень уж велика комиссия. Когда же этот номер будет напечатан, аналогичный 'социальный' интернет-магазин ритейлер откроет и в другой сети - 'ВКонтакте'. Оплата здесь, в отличие от Facebook, будет осуществляться в локальной 'валюте'. Во-первых, это единственный способ расчетов, предоставляемый ныне этой социальной сетью. Во-вторых, такой подход выгоден продавцам ввиду отсутствия комиссии за ее использование. По словам пресс-секретаря 'ВКонтакте' Владислава Цыплухина, магазин 'М.Видео' - уже не единичный случай. Скорее, индикатор нового тренда. 'Популярные сейчас игровые приложения постепенно будут отходить на второй план, - говорит представитель интернет-проекта, - а электронная коммерция в социальных сетях, напротив, станет набирать обороты'. Как бы то ни было, массового выхода на арену f-commerce пока не наблюдается. Первопроходцы только прощупывают почву, причем чаще всего не открывают полноценные магазины в социальных сетях, а ограничиваются витринами на своих страничках (собственно, так зарождалась и e-commerce: сначала виртуальные каталоги товаров - затем back-office). Для того чтобы осуществить покупку, пользователь чаще всего перенаправляется на сайт 'настоящего' интернет-магазина. Таким образом поступает, например, Infectious - компания, специализирующаяся на торговле авторскими наклейками на автомобили, ноутбуки, телефоны и планшетные компьютеры. Но это явно временный выход. 'Мы хорошо понимаем, что возможность прямых покупок на Facebook увеличит наши продажи, и в ближайшее время будем работать над этим', - заявил 'Бизнес-журналу' арт-директор компании Раян Гроссман. Многое будет зависеть как раз от успешности 'пристрелки'. Ведь пока Facebook генерирует лишь 3% общего трафика сайта Infectious. А доля конверсии посетителей в покупателей - еще ниже. Pro et Contra Так что же - все-таки следует ждать появления в ближайшем будущем многочисленных интернет-магазинов в социальных сетях? 'В перспективе, - осторожно замечает аналитик УК 'Финам Менеджмент' Максим Клягин, - вполне вероятно, что расширение f-commerce станет одной из основных тенденций развития дистанционной торговли. Вместе с тем, однозначно прогнозировать сегодня быстрое смещение фокуса онлайн-торговли в сторону этого канала все-таки преждевременно. На мой взгляд, в горизонте ближайших нескольких лет социальные сети, несмотря на взрывной рост аудитории, превалировать в структуре дистанционной торговли не будут'. По мнению аналитика, в среднесрочной перспективе на продажи через социальные сети будет приходиться от силы 10-15% общего оборота онлайновой торговли в России. Впрочем, если учесть, что объем этого рынка в прошлом году составил 220-240 млрд рублей, а динамичные темпы роста (в том числе и по оценкам Клягина) сохранятся, открывающиеся в социальных сетях интернет-магазины ждет далеко не мрачное будущее. Однако, чтобы оправдались самые позитивные прогнозы, необходимо выполнить целый ряд условий. Как объективных, так и субъективных, зависящих от личных предпочтений пользователей Сети. 'Для того чтоб коммерция в Facebook вытеснила 'обычные' интернет-магазины, - говорит директор по развитию агентства интернет-маркетинга Matik Артем Овечкин, - необходимо, чтобы Facebook вытеснил 'обычный' Интернет со всеми 'Яндексами', 'Гуглами', блогами и форумами. А я в такую вероятность не верю. Причем не только в масштабах Рунета, но и - на уровне глобальной Сети'. В том, что пользователи с готовностью ринутся за покупками в социальные сети (вернее, не будут готовы покидать их, ожидая, когда ритейлеры сами 'придут в гости'), сомневается и председатель совета директоров интернет-гипермаркета Dostavka.ru Андрей Хромов. 'Люди в целом существа консервативные, - замечает он. - Поэтому в большинстве случаев применяются специализированные сервисы. К примеру, они посещают магазины ИКЕА, но при этом не рассматривают рестораны шведской еды, размещенные в торговых центрах ритейлера, в качестве 'похода покушать' или удобной площадки, чтобы отпраздновать день рождения'.
Страницы: 1 2 3 4
|
|
|
|
|