|
3) Менеджер по работе с клиентами (менеджер по рекламе как частный случай). Человек, способный понять, чего же, в конце концов, хочет заказчик, и организовать производство "этого" в условиях полной неопределенности. Является важнейшим звеном процесса разработки Web-сайта. Многие из наших заказчиков, в основном международные корпорации, после подписания контракта признавались: мы отдали предпочтение вашей компании лишь потому, что на визитках ваших сотрудников, участвовавших в переговорах, было написано "account manager", а значит, управление проектами есть хоть в какой-то форме. (Сравните с некоторыми российскими менеджерами, которые спрашивают: "Акаунт менеджер - это шо, бухгалтер?") 4) Программист и инженер по логическому проектированию. Квалифицированных специалистов в этой области заведомо больше, чем художников или менеджеров, однако найти их бывает не менее трудно. От натренированного взгляда не ускользнут обязательные атрибуты хорошего программиста - взъерошенные волосы и безумный блеск в глазах. Однако будьте бдительны: может, это прошел финансовый директор с квартальным отчетом! 5) HTML-редактор и корректор. Ни один из перечисленных выше специалистов не сможет выдержать того объема рутинной работы, который приходится на HTML-редактора. Бог видит, что эта профессия отмирает, однако при нынешнем уровне технологий доверять серьезные корпоративные разработки редакторам класса MS FrontPage нельзя! Только золотыми ручками редактора. К тому же он - последняя инстанция, способная уловить опечатку в корпоративном пресс-релизе заказчика. Есть немало и других Web-профессий, причем их число постоянно увеличивается по мере возрастания сложности реализуемых проектов. Несомненно одно: без внутренней специализации компания уже сейчас не может предоставлять качественные услуги в области Интернет-технологий. Достаточно заглянуть в штатное расписание, чтобы понять, в каких областях данная компания сильна, а где она может и подкачать.
И внешняя... Как мы уже говорили, назревает разделение труда между участниками рынка Web-услуг. Можно однозначно утверждать, что 1999 год станет годом активной специализации компаний, а также сотрудничества ныне непримиримых конкурентов.
В ближайшее время разработка и развитие Web-сервисов заказчиков разделится на несколько направлений, каждое из которых будет реализовывать отдельная компания-поставщик услуг или структурное подразделение одного холдинга (подобно тому, как это происходит в полиграфии, системной интеграции и пр.). Вот основные из них: 1) Консалтинг и логическое проектирование. Составление технического задания, определение бизнес-потребностей, проведение тендера на субподряды и т. д. Все эти задачи для крупных корпоративных клиентов будут решать консалтинговые компании или независимые консультанты. 2) Художественное оформление и креативные разработки. Основным продуктом дизайн-студий (в их традиционном понимании) будут идеи художественного оформления и маркетинга, визуального представления и интерактивного диалога с пользователями. 3) Программирование и техническая реализация. Чем сложнее будут технологические стандарты и функциональные возможности, тем больше ресурсов потребует реализация тех или иных задач. Компания, специализирующаяся на программировании, всегда сможет предложить более выгодные условия реализации сложного проекта. 4) Маркетинг и реклама. Построенное по принципиально другим законам, это направление Web-бизнеса всегда имело свою специфику и уже начало отпочковываться от других направлений. Скорее всего, именно в этой области появятся первые специализированные компании.
Внешняя специализация необходима и неизбежна просто в силу того, что структурная организация бизнеса в этих направлениях принципиально различна, как различна работа программиста и художника, администратора и продавца. Специализированные компании будут более живучи и конкурентоспособны, предлагая в своей области самый лучший сервис по самой низкой цене.
Пара практических советов (только между нами) Сегодня четкой специализации среди профессиональных участников на рынке Web-услуг нет. Все компании заявляют (по крайней мере формально) о предоставлении самых разнообразных услуг - от "уникального художественного дизайна" до "проведения комплексных рекламных кампаний" и "создания систем электронной коммерции". В таком густом лесу обещаний заказчику трудно решить, способен ли исполнитель справиться с конкретной проблемой. В этом случае я рекомендую изучить опыт поставщика услуг, выяснить, какие он имеет технологические возможности. Другим, менее очевидным, но более действенным способом является изучение организационной структуры компании. Если офис представляет собой интересно оформленную студию, главными фигурами являются художники, а в дополнение к Web-сайту вам предложат разработать новые визитки взамен тех, что вы вручили при встрече, - вы имеете все основания рассчитывать на действительно уникальный дизайн, но технологическая сторона может сильно отставать. Если организационная структура потенциального поставщика услуг сильно напоминает системного интегратора, в предложении на Web-сайт указана необходимость прокладки выделенной линии и конфигурации почтового сервера, а "вот это наш художник" в 9:00 уже сидит на рабочем месте и в галстуке, - не ждите эффективной рекламной кампании или чего-то необычного в художественном оформлении. Когда же вам говорят: "Главное не разработать Web-сайт, а раскрутить его, для этого у нас есть такие прекрасные возможности:" - перед вами классическое рекламное агентство.
Большинство серьезных заказчиков на этом рынке интуитивно или осознанно отдают предпочтение той или иной компании. Но жаль новичков, которые, придя на рынок за алоэ, получают коалу - просто потому, что никогда в жизни не видели ни того ни другого. И самое обидное, что, отдав за товар деньги (порой очень большие), они не получат должной отдачи. В результате многие заказчики покидают рынок с ощущением, что либо они сами такие дураки, либо те, кто заявляет о "серьезной коммерческой отдаче" и "максимальной эффективности", на самом деле подобны голому королю из сказки.
Автор: Павел Черкашин
Страницы: 1 2 3
|
|
|
|
|