|
Сегодня модно говорить о ценностях компании. И уже не просто говорить, а вести работу с такими тонкими материями, как убеждения и установки. Откуда в бизнесе такой спрос на духовное и невидимое? Ответ очевиден - усиливающаяся конкуренция и поиск конкурентного преимущества, предопределяющего успех. Спрос на невидимое Производственные активы и технологии значат для успеха все меньше, а профессионалы, работающие в компании, все больше. Конкурентный отрыв в ближайшее обозримое время будет создавать уже не разница в багаже накопленных профессионалами компании знаний, а разница в методе, который они применяют для адаптации к меняющимся рыночным условиям и для собственного развития. Ключевые изменения, определяющие долгожительство и конкурентоспособность компании, происходят внутри. Необходим новый источник развития, который будет работать на успех компании и как рыночного игрока, и как работодателя. Принципиальное изменение последних лет: сценарий, в котором сотрудник был, прежде всего, исполнителем и подчинялся четким, раз и навсегда оговоренным правилам и процедурам, постепенно сменяется другим сценарием. В новом сценарии сотрудник наделяется все большей ответственностью и полномочиями. Он работает не по расписанию, а в режиме, оптимальном для выполнения поставленных перед ним целей. Талантливые руководители и специалисты при выборе работодателя все меньше руководствуются размером и известностью компании. Опытные менеджеры и профессионалы считают изменения и постоянную динамику нормальным положением вещей и выбирают компании, действующие в современном контексте. Предпочтение отдается компаниям-работодателям, где можно реализовать таланты, повысить свою капитализацию. Современные профессионалы выбирают легко: легко приходят, легко уходят. Тенденция к смене компаний сегодня проявляется уже не только у талантливых сотрудников. Поиск новых источников мотивации сродни золотой лихорадке. Специалисты по человеческим ресурсам и проникшиеся важностью задачи менеджеры высшего звена активно перебирают стимулы, дрейфуя от материального к нематериальному, от рационального к эмоциональному. Рычаги управления современным человеком не лежат на поверхности - это очевидно для наиболее продвинутых участников управленческих команд современных компаний. И поэтому, глядя на открывающуюся бизнес-панораму, они все чаще задумываются о ценностной ориентации своей компании. Модная безделушка Современный менеджер, руководитель, и уж тем более управленец высокого уровня перекормлен рассуждениями о благе ценностей. Этому учат в бизнес-школах. И отношение к ценностям в корпорациях выстраивается в логике модного журнала, где ценности - статусный аксессуар. Как следствие, руководители выделяют теме ценностей время, даже выбирают слова, подходящие по позитивному звучанию. Но по-прежнему топ-менеджмент скептически настроен по отношению к применению понятия ценностей в бизнесе. Услышав или выбрав некие слова, трезвый управленец и не думает менять приоритеты своего действия. Он с удовольствием займется чем-то ощутимым и рациональным, что он считает более важным для бизнеса. Хотя некоторые из высших управленцев смутно подозревают, что в этой жанровой картине не все так однозначно. Умная ненужность В чем конфликт? Что мешает использовать преобразующий потенциал, заложенный в содержательной стороне понятия ценностей как ориентиров для действия? В привычке, стереотипе восприятия. Ценности помещены и рассматриваются в категории идеального и этического, в контексте общечеловеческих идеалов, годящихся только для книжной полки или бесполезной риторики. 'Абстрактно-этическое', а еще проще 'правильно-учебное' представление о ценностях мешает рассматривать их в контексте бизнес-действия и использовать как источник создания конкурентного преимущества, приносящего прибыль. Максимум, на что при таком отношении могут рассчитывать ценности, - стать для компании некими 'идеалами веры'. Но на самом деле нам нужны 'идеалы действия'. Можно принять за 'идеалы действия' отраслевые стандарты правильного поведения. Но они не будут работать на создание конкурентного преимущества бизнеса и формирование узнаваемого отличия компании как бизнес-индивидуальности. Работа с корпоративными ценностями ведется или политическими, или учебно-воспитательными методами. Применение политических методов приводит нас в логику избирательной кампании. Цель - не преобразовать реальность, а получить большинство голосов. Группа, стоящая у руля, провозглашает программу светлого будущего. Предъявляет ее народу. Народ голосует. Но понятие 'голосую' в корпоративном социуме, как и в обществе в целом, не является синонимом 'действую в соответствии с этой программой сам'. 'Тот, кто провозглашал, пускай сам так и работает' - мысль широко распространенная. Является причиной саботажа, начинающего внутри многих компаний после программных заявлений по ценностной тематике с высоких трибун. После политических игр избирательной кампании в корпорациях наступает тишь да гладь. Событийный период выборов закончился, волнения по поводу ценностей улеглись. Выбранный идеал обрамляется в рамочку, вывешивается рядом с миссией. Дело сделано. Отвлекавшиеся на собрания сотрудники приступили к непосредственным служебным обязанностям. Топ-менеджмент, вздохнув с облегчением, дружно возвращается к 'реальному' бизнесу. В образе действия руководителей и сотрудников компании не меняется ничего. Применение учебно-воспитательных методов для работы с ценностями приводит нас за парту. Сотрудники изображают учеников младших классов, прилежно и старательно изучающих такой бесполезный для жизни предмет, как астрономия. Цель - ознакомление с предметом для расширения кругозора. Топ-менеджеры могут исполнять роль компетентных преподавателей, а при желании могут нанять правильных учителей и сами сесть за парту.
Страницы: 1 2 3 4 5
|
|
|
|
|