|
Ситуация вокруг ритейла в последние докризисные годы напоминала известный анекдот начала 1990-х - покупаю пирожок за рубль, продаю за два - вот на эти два процента и живу. Модная розница росла как на дрожжах: открывались новые магазины, закупались самые немыслимые с точки зрения баинга коллекции. Кому-то это нравилось, кому-то - очень нравилось; впрочем, кризис внес в позиции обеих сторон весьма серьезные коррективы. Для многих ритейлеров эти 'пирожки' на поверку оказались слишком горячими, чтобы удержать их во время кризиса в руках. Ситуация в российском ритейле одежды, сложившаяся в кризис, многих удивила: она чудилась катастрофической, хотя на деле была вполне предсказуема. Еще не так давно модная розница росла невероятными для мира темпами - в среднем на 10-15% по отношению к предыдущему периоду; при этом на рынке сохранялся неудовлетворенный спрос. Это, конечно, не могло не привлекать в отрасль новых игроков - розничные сети за несколько лет прирастали сотнями новых точек. Благодаря франчайзингу люди из непрофильного бизнеса все чаще стали вкладывать свободные средства в открытие магазинов одежды. Но эта отрасль лишь со стороны кажется очень простой и прозрачной. Такой подход крайне негативно отразился на положении ритейлеров во время ухудшения экономической конъюнктуры. Ритейл одежды - отнюдь не продажа йогуртов или автомобилей: здесь свои особенности, прежде всего, инвестиционные - сезонность, оборачиваемость, работа с остатками, процесс закупки, логистика. В условиях стремительно расширяющегося рынка магазин работал и без учета всей этой специфики. А с наступлением кризиса стало уже не до изучения особенностей отрасли - естественное желание сохранить деньги заставило недавних участников модной розницы быстрее избавляться от сомнительных с точки зрения управления и доходности активов. Повальное закрытие в Москве и регионах магазинов, которое наблюдалось на протяжении почти года, было вполне ожидаемо. Ведь инвестиции в модный ритейл - это всегда 'длинные деньги'. Если доходы от текущей операционной деятельности снижаются, а бизнес нужно поддерживать на плаву, торговля модной одеждой становится непозволительной роскошью. В итоге компании, у которых финансовые процессы, внутренние структуры управления были выстроены недостаточно гибко и эффективно, не смогли удержаться на рынке ритейла. Компании в кризис как средневековые крепости: если стены довольно прочные и есть достаточное количество запасов, то при хорошем полководце - управленце, такая крепость может отразить атаку внешнего врага. В противном случае единственный выход - капитуляция с меньшими или большими потерями с одновременным возникновением на старом месте новых компаний. Новые компании не заставили себя ждать и пришли на российский рынок, казалось бы, в очень сложных условиях. Однако кризис не испугал, в частности, давно ожидаемого в России шведского ритейлера H&M - первые результаты работы открытых весной магазинов в Москве превзошли все ожидания. По данным Esper Group, H&M очень довольны тем, как началась их деятельность на российском рынке. Второе самое ожидаемое открытие, которое должно состояться через некоторое время - японский UNIQLO. Помимо этих ритейлеров еще целый ряд брендов уже вышел или собирается выходить на российский рынок, который по сравнению с США и Европой все равно затронут кризисом в гораздо меньшей степени. То, что происходило в Испании или Великобритании с ритейлом одежды, нельзя даже близко сравнивать с ситуацией в России.
Страницы: 1 2 3
|
|
|
|
|