|
В данной работе приведена методика проведения SWOT-анализа компании, опирающаяся на набор ключевых факторов успеха (КФУ). Материал дан на основе примера для продуктово - рыночной комбинации компании 'Stels': "автомобильные сигнализации - рынок Российской Федерации". 1. Внешняя среда компании и ключевые факторы успеха 1.1. Потребительские предпочтения Потребителями для компании 'Stels' являются Дилеры. Описание предпочтений потребителей сделано на основании данных, полученных в процессе маркетинговых исследований (в формате экспертных опросов). В качестве экспертов были привлечены компетентные сотрудники компаний Дилеров. В качестве канала коммуникации использовалась электронная почта. Были получены следующие основные предпочтения субъектов рынка:- Доходность товара при стабильной политике дистрибуции товара;
- Соответствие характеристик сигнализаций предпочтениям владельцев автомобилей;
- Эффективная логистика;
- Постпродажный сервис.
1.2. Анализ конкуренции в отрасли По месту, занимаемому компанией в производственной цепи, её конкурентами являются компании - дистрибуторы автомобильных сигнализаций. Данные о долях рынка торговых марок основных конкурентов приведены в таблице 1. Эти данные получены в результате опроса клиентов компании - её дилеров и совместного анализа объёма рынка и собственных продаж компании.
Торговая марка | Stels | С1 | С2 | С3 | С4 | Доля рынка (%) | 31% | 16% | 11% | 10% | 10% |
Отметим, что сумма долей рынка этих пяти крупнейших компаний составляет 78%. Таким образом, рынок автомобильных сигнализаций находится в конце стадии развития и уже является гетерогенной олигополией. Переход в стадию насыщения прогнозируется через 4 - 5 лет. На этом развитом рынке наблюдается острая конкуренция. Процессы слияния - поглощения компаний ещё не начались. Конкуренция носит как ценовой, так и не ценовой характер. Совместный анализ базовых потребительских предпочтений и компетенций компании даёт возможность определить ключевые факторы успеха. Так, для рассматриваемой продуктово - рыночной комбинации основными ключевыми факторами успеха (далее КФУ) являются:- Продукт, соответствующий потребительским предпочтениям. (Здесь это - "сигнализация ТМ Stels", обеспечивающая необходимую доходность и соответствующее качество товара / услуги");
- Система постпродажного сервиса;
- Каналы сбыта, обеспечивающие качество логистики и функции контроля дистрибуции, в частности, контроль цен и маржи в канале;
- Способность привлекать финансовые ресурсы;
- Высокая скорость реакции компании на изменения в окружающей среде;
- Имидж надёжного делового партнёра.
2. SWOT-анализ: основные этапы 2.1. Формирование набора SWOT На первом шаге процедуры экспертами был сформирован набор ключевых элементов матрицы SWOT (описателей компании и внешней среды). На следующем шаге описатели были оценены этими же экспертами. Для оценок использовалась 5 - бальная шкала, где: минимальное значение = 1; максимальное = 5. Результат приведен в таблицах 2 - 5. В результате анализа полученных оценок было решено объединить ряд описателей по принципу взаимосвязи. Результаты объединения приведены в столбцах таблиц "Объединение". Таблица 2
Компания | Оценки экспертов | Сильные стороны | Оценка 1 | Оценка 2 | Оценка 3 | Оценка 4 | Средняя оценка | Объединение | 1. Торговая марка принадлежит компании | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,00 | | 2. Способность накапливать опыт /сильный менеджмент/ | 2 | 4 | 4 | 5 | 3,75 | | 3. Логистика /эффективная логистическая структура/ | 3 | 4 | 3 | 3 | 3,25 | 3 и 7 | 4. НИОКР /в структуре компании/ | 4 | 4 | 5 | 4 | 4,25 | | 5. Финансовые ресурсы /практика привлечения и аккумулирования/ | 4 | 5 | 5 | 5 | 4,75 | | 6. Сервис - центры | 5 | 5 | 5 | 5 | 5,00 | | 7. Развитая дилерская сеть | 4 | 5 | 5 | 5 | 4,75 | 3 и 7 | 8. Актуальный ликвидный продуктовый портфель | 5 | | 5 | 4 | 4,67 | |
Таблица 3
Компания | Оценки экспертов | Слабые стороны | 1 | 2 | 3 | 4 | Средняя оценка | Объединение | 1. Персонал /высокая текучесть кадров, связанная с дефицитом профессионально подготовленных сотрудников/ | 4 | 5 | 5 | 4 | 4,50 | | 2. Связь с производством /территориально удалённое OEM/ | 1 | 2 | 4 | 3 | 2,50 | | 3. Маркетинг /нерегулярность, отсутствие планирования/ | 3 | 5 | 3 | 5 | 4,00 | | 4. Длительный финансовый цикл | 2 | 3 | 4 | 5 | 3,50 | |
Таблица 4
Внешняя среда | Оценки экспертов | Возможности | 1 | 2 | 3 | 4 | Средняя оценка | Объединение | 1. Рост рынка автосигнализаций /драйвер - рост количества новых автомобилей/ | 4 | 4 | 5 | 5 | 4,50 | 1,3,4 | 2. Развитие технологий /более совершенные средства защиты и сервиса/ | 4 | 4 | 5 | 3 | 4,00 | | 3. Рост рынка автомобилей /рост производства иномарок в РФ/ | 4 | 4 | 5 | 4 | 4,25 | 1,3,4 | 4. Благоприятный инвестиционный климат /строительство автозаводов/ | 2 | 2 | 4 | 3 | 2,75 | 1,3,4 | 5. Рост благосостояния населения | 4 | 4 | 3 | 2 | 3,25 | | 6. Рост спроса на автосигнализации /не уменьшается посягательства на автомобили/ | 3 | 3 | 4 | 2 | 3,00 | | 7. Требования страховых компаний /по уровню защиты автомобиля/ | 5 | 3 | 5 | 2 | 3,75 | 7 и 8 | 8. Развитие рынка кредитования | 4 | 4 | 4 | 3 | 3,75 | 7 и 8 |
Таблица 5
Внешняя среда | Оценки экспертов | Угрозы | 1 | 2 | 3 | 4 | Средняя оценка | Объединение | 1. Рост конкуренции /в сегменте двухсторонних сигнализаций/ | 4 | 3 | 5 | 5 | 4,25 | 1 и 2 | 2. Изменение структуры рынка /переход рынка в фазу олигополии/ | 1 | 4 | 5 | 5 | 3,75 | 1 и 2 | 3. Развитие технологий /средства электронного взлома автосигнализаций/ | 2 | 3 | 4 | 5 | 3,50 | | 4. Неэффективная защита бренда /лёгкость копирования продукта/ | 3 | 3 | 4 | 3 | 3,25 | | 5. Средства защиты от производителей автомобилей /наличие штатных иммобилизаторов/ | 4 | 3 | 3 | 2 | 3,00 | | 6. Регулирование рынка автомобилей со стороны государства | 2 | 3 | 3 | 2 | 2,50 | | 7. Ужесточение наказаний за угон | 3 | 3 | 3 | 3 | 3,00 | |
На следующем шаге ключевые элементы матрицы были проранжированы на основе экспертной оценки. Результаты представлены в таблицах 6 - 9. Таблица 6
Компания | Оценки экспертов | Сильные стороны | Оценка 1 | Оценка 2 | Оценка 3 | Оценка 4 | Средняя оценка | Ранг | 1. Торговая марка принадлежит компании | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,00 | 5 | 2. Способность накапливать опыт /сильный менеджмент/ | 2 | 4 | 4 | 5 | 3,75 | 6 | 3 и 7. Дилерская сеть, обеспечивающая эффективную логистику | | | | | 4,75 | 2 | 4. НИОКР /в структуре компании/ | 4 | 4 | 5 | 4 | 4,25 | 4 | 5. Финансовые ресурсы /практика привлечения и аккумулирования/ | 4 | 5 | 5 | 5 | 4,75 | 2 | 6. Сервис - центры | 5 | 5 | 5 | 5 | 5,00 | 1 | 8. Актуальный ликвидный продуктовый портфель | 5 | | 5 | 4 | 4,67 | 3 |
Таблица 7
Компания | Оценки экспертов | Слабые стороны | Оценка 1 | Оценка 2 | Оценка 3 | Оценка 4 | Средняя оценка | Ранг | 1. Персонал /высокая текучесть кадров, связанная с дефицитом профессионально подготовленных сотрудников/ | 4 | 5 | 5 | 4 | 4,50 | 1 | 2. Связь с производством /территориально удалённое OEM/ | 1 | 2 | 4 | 3 | 2,50 | 4 | 3. Маркетинг /нерегулярность, отсутствие планирования/ | 3 | 5 | 3 | 5 | 4,00 | 2 | 4. Длительный финансовый цикл | 2 | 3 | 4 | 5 | 3,50 | 3 |
Таблица 8
Внешняя среда | Оценки экспертов | Возможности | Оценка 1 | Оценка 2 | Оценка 3 | Оценка 4 | Средняя оценка | Ранг | 1,2,3 Рост рынка автосигнализаций | | | | | 4,50 | 1 | 2. Развитие технологий /более совершенные средства защиты и сервиса/ | 4 | 4 | 5 | 3 | 4,00 | 2 | 5. Рост благосостояния населения | 4 | 4 | 3 | 2 | 3,25 | 4 | 6. Рост спроса на автосигнализации /не уменьшается посягательства на автомобили/ | 3 | 3 | 4 | 2 | 3,00 | 5 | 7 и 8. Требования страховых компаний и автокредитование | | | | | 3,75 | 3 |
Таблица 9
Внешняя среда | Оценки экспертов | Угрозы | Оценка 1 | Оценка 2 | Оценка 3 | Оценка 4 | Средняя оценка | Ранг | 1 и 2. Рост конкуренции | | | | | 4,25 | 1 | 3. Развитие технологий /средства электронного взлома автосигнализаций/ | 2 | 3 | 4 | 5 | 3,50 | 2 | 4. Неэффективная защита бренда /лёгкость копирования продукта/ | 3 | 3 | 4 | 3 | 3,25 | 3 | 5. Средства защиты от производителей автомобилей /наличие штатных иммобилизаторов/ | 4 | 3 | 3 | 2 | 3,00 | 4 | 6. Регулирование рынка автомобилей со стороны государства | 2 | 3 | 3 | 2 | 2,50 | 5 | 7. Ужесточение наказаний за угон | 3 | 3 | 3 | 3 | 3,00 | 4 |
Страницы: 1 2
|
|
|
|
|