|
Обеспечение электроэнергией в России, Украине и других странах СНГ происходит при помощи Единой энергосистемы. Она представляет собой сеть, объединяющую все производители и потребители энергии в СНГ. Единая энергосистема имеет естественную монополию на этом рынке. Однако в условиях рыночной экономики абсолютная монополия существовать не может. Конкуренция на энергетическом рынке все же существует. Это, а так же необходимость реформирования Единой энергосистемы, делает актуальным изучение маркетинга энергетического рынка.
Конкуренция на энергетическом рынке существует как между энергогенерирующими фирмами, так и между различными типами энергоносителей. Так, например, в области освещения, питания различных приборов электричество имеет монополию, а вот в области, например, отопления помещений имеются такие альтернативы, как уголь, газ, установки, использующие низкопотенциальное тепло окружающей среды (тепловые насосы), солнечные тепловые коллекторы и т.д.
Российский энергетический рынок
Маркетинговые мероприятия в энергетике разделяют на эксплуатационные (текущие) и перспективные (планирование рынка). Особенности эксплуатационного маркетинга энергетического рынка таковы:
1. Энергогенерирующая компания заинтересована не в максимальном, а в оптимальном производстве энергии. Произведенная электроэнергия должна быть тут же передана к потребителю и использована, ее нельзя хранить или запасать в больших количествах. Технологически эту проблему пока решает Единая энергосистема, которая излишки произведенной электроэнергии передает туда, где ее недостаточно. И, тем не менее, предприятие при этом терпит огромные убытки.
2. Ценовой фактор играет значительно более высокую роль, чем в других отраслях, так как вся продукция на рынке электроэнергии практически однородна по качеству.
3. Наибольшими потребителями на электроэнергетическом рынке являются промышленные предприятия, которые, если это будет им выгодно, могут сами себя обеспечивать энергией. Следовательно, чтобы не потерять клиентов, необходимо индивидуальное взаимодействие с каждым крупным потребителем.
4. Одной из задач маркетинга является контроль использования электроэнергии потребителями. Такого больше нет ни в одной отрасли. Эта особенность связана с тем, что ввод новых мощностей требует затрат гораздо больших, чем мероприятия по энергосбережению. Поэтому самому энергопроизводящему предприятию выгодно оптимизировать расходы электроэнергии своих потребителей.
5. В условия неплатежей проводят маркетинговые исследования, которые способствуют выбору приемлемых для покупателей и продавцов тарифов и форм оплаты.
6. Также к маркетинговой деятельности энергопроизводящего предприятия относится работа с поставщиками. Речь идет о поставках твердого и жидкого топлива (уголь, мазут и др.). Выбор поставщиков, согласование цен и условий поставки являются стратегическими вопросами и решаются высшим руководством предприятия. Такое тоже для большинства отраслей не характерно.
Перспективный маркетинг данной отрасли в общем случае представляет собой прогноз энергопотребления и оценку энергоресурсов региона. В целом можно сказать, что потребность региона в электроэнергии определяется уровнем его развития. Если же решено повысить энергопотребление региона путем введения в эксплуатацию новых мощностей, то решение возникающих при этом задач также относится к перспективному маркетингу.
http://www.adhard.ru/page-al-marketingenergorinok.html
|
|
|
|
|