|
Социальные сети в условиях глобализации имеют систему воронки - заброшенная в эту воронку идея может быть либо разорвана на несущественные единицы и истреблена, либо она сделает сотни оборотов, прежде, чем будет поглощена. При этом судьбу идеи определяет не столько ее суть, сколько качество ее преподнесения.
I. Симулякры в современных социальной и экономической системах Приведем простой пример - возьмем фотографии Иосифа Бродского и Ксении Собчак и попросим у 100 человек на московской улице ответить на простой вопрос: 'Кто это?'. Не сложно предположить, что в результате только 5 человек узнают талантливого поэта, в то время как имя популярной телеведущей, скорее всего, смогут назвать все. Примерно та же ситуация произойдет, если оценить осведомленность московских студентов по двум вопросам: 'Как сейчас протекает война в Ираке?' и 'Что происходит в жизни певицы Бритни Спирс?'. Оба примера покажут, что на сегодняшний день большинство людей гораздо более осведомлены в несущественных, виртуальных сферах, которые активно освещаются в системе глобальных коммуникаций, чем в тех, которые имеют непосредственное влияние на их реальную жизнь. В связи с этим, многие современные социологи и философы, такие как Жан Бодрияр, говорят о 'симулякрах' - копиях, изображающих оригиналы, которых никогда не было. Выявление данной тенденции очень важно и актуально хотя бы потому, что все мы являемся свидетелями самого большого симулякра созданного человечеством - процесса глобализации. Изучение и осознание тенденции не даст нам решения, но может дать инструментарий для управления ей, потому что лишь поняв все правила игры, можно их менять. Процесс глобализации заставляет современное общество искать новые правила взаимодействия во всех сферах. Глобальное сближение экономики, единство политической системы одновременно сближает и разделяет самобытные миры государств. Ярким примером тому служит Европейский Союз - связав свои экономики и даже введя единую валюту, страны-участницы стали более ревностно отстаивать свои национальные особенности. Подобный процесс обособления и подчеркивания своих индивидуальных особенностей происходит во всем мире, во всех странах, куда добралась глобализация. Говоря о первопричинах глобализации, нельзя не отметить значение развития сверхскоростных коммуникаций: Интернета, мобильной и спутниковой связи, кабельного телевидения. Из азов экономической теории все мы знаем, что Информация стала одним из основных элементов обмена в экономической деятельности наряду с Товарами и Деньгами. Но сегодня уже можно говорить о том, что информация стала основным элементом, без обладания информацией сегодня, ни Товары, ни Деньги уже не оказывают такого влияния, как, например, 50 лет назад. Новые технологии в технике и электронике, новые модели в автомобилестроении и даже новые фасоны в индустрии моды, заявленные сегодня в США или Европе уже через несколько недель копируются в Китае и распространяются по всему миру. Первоначальные цели маркетинга - понять, что нужно производить и найти способ как продать все, что произведено. В дикой пустыне, где часто теряются одинокие путники, рынок продажи бутилированной воды идеален и маркетинг абсолютно не нужен. Маркетинг нужен в мире глобализации, там, где самые главные войны ведутся не на полях сражений, а в сознании потребителей, избирателей и приверженцев религиозных течений, то есть в сферах потребления, политики и новых религиозных тенденций. Глобализация породила самые главные симулякры в маркетинговой сфере - это люди-бренды и бренды, созданные людьми. II. Бренды - пароли и коды глобализации У маркетинга много целей, но самая первая - чтобы о продукте узнали и чтобы потребитель идентифицировал продукт среди сотен подобных. Давайте рассмотрим очень простой пример: как директор магазина одежды может привлечь покупателей. Широкоизвестные методы - разработать накопительную программу скидок, пригласить известную личность стать 'лицом' магазина и регулярно заказывать рекламу в глянцевых изданиях. В 2007 году компания FinnFlare пригласила Вилле Хаапасало стать лицом их коллекции. Финский актер и телеведущий, участник популярного ледового шоу был выбран не случайно: FinnFlare выпускает одежду для активного стиля жизни, рассчитанную на средний класс. При этом и название марки и ее новое лицо вызывают у потребителя прямую ассоциацию с Финляндией и финским качеством, однако сама одежда производится в России. Но самой яркой и запоминающейся в 2007 году стала провокационная реклама ЦУМа 'Снова в школу', которая совсем недолгое время шокировала жителей Москвы. Нарисованные школьницы рассказали всем о новой системе ценностей покупателей ЦУМа: одна девочка говорит плюшевому мишке: 'Я - принцесса, ты - животное', а другая поучает свои игрушки, зайчика и мишку: 'Вот я и в школу! Теперь меня интересуют только шмотки. А вы, два старых урода мне больше не нужны!'. Самый большой резонанс вызвала фраза 'Все кто не в Prada, тот лох', ругательное слово достаточно быстро заклеили бумагой, но к этому времени все уже знали, чем заканчивается фраза. Дело в том, что как только реклама появилась в витринах магазина, возмущенные и восхищенные москвичи тут же разместили ее фотографии в Интернете и началось активное обсуждение по всей стране - маркетологи и люди далекие от маркетинга активно обсуждали поступок руководства ЦУМа. Эта реклама стала настоящим скандалом, вызвала небывалый ажиотаж вокруг магазина. Проект 'Снова в школу' принес ЦУМу гораздо больше внимания покупателей, чем участие в их рекламе всемирно известной модели Наоми Кэмпбелл, гонорары которой исчисляются миллионами долларов. ФАС (Федеральная Антимонопольная Служба) возбудила дело против ЦУМа, так как в рекламе были отмечены серьезные нарушения рекламного законодательства. При этом максимальный штраф может составить 500 тыс. рублей, по меркам рекламного рынка - весьма небольшая плата за такую мощную маркетинговую акцию. (Федеральный закон 'О рекламе' от 13.03.2006 N38-ФЗ)
Страницы: 1 2 3 4
|
|
|
|
|