|
Если бесплатный товар является завуалированной взяткой, размер этой взятки обязательно вырастет пропорционально количеству компаний, борющихся за этого потребителя. От бесплатных 'продаж' никуда не деться. И если это так, то нет смысла отрицать или бороться с этим, надо научиться извлекать пользу из этой ситуации. В 2001 году знаменитый стратег Майкл Портер опубликовал статью 'Стратегия и Интернет'. Суть статьи сводилась к анализу того, как Интернет влияет на знаменитые '5 сил Портера', действующие на рынке. На первый взгляд, статья написана давно и, спустя почти 10 лет, не актуальна. На самом деле, все совсем не так. Я хочу объяснить сегоняшнюю, или даже завтрашнюю, важность этой гипотезы, на примере одной из сил Портера и разобрать, какие изменения она претерпевает в связи с появлением Интернета и какое влияние оказывает на продажи. В своей статье Портер говорит о быстром и мощном усилении власти главной силы рынка, покупателя, обусловленном появлением Интернета. Почему? Потому что потребитель теперь:- может получить исчерпывающую информацию о вашем товаре . Вполне возможно, придя к вам обсудить покупку, он будет обладать большей информацией, нежели вы сами.
- может получить исчерпывающую информацию о заменителях вашего товара .
- может найти все фирмы предлагающие товар, подобный вашему . Причем не только в вашем городе, но и в другой стране. Конкуренция становится глобальной.
- может купить этот товар у того, кто предлагает более выгодные условия не только в вашем городе, но и за рубежом . Например, англичанам выгоднее покупать дорогую электронику в Америке, даже с учетом пересылки и разтаможки, товар все равно обойдется дешевле. И это только один пример.
Для меня очевидно, что 'устаревшая' концепция Портера рассказывает нам об обозримом будущем российского потребительского рынка. Вместе с тем, Портер не указал одну очень серьезную черту усиления власти потребителя, которая проявляется довольно активно уже сегодня. Я говорю о бесплатных продуктах, о 'халяве, сэр'. Появление бизнес-модели 'бесплатного продукта' во многом связано с началом широкого использования Интернета в бизнесе. Именно тогда в сети началась массовая раздача бесплатных продуктов с целью привлечения большого количества посетителей сайтов, без определенной и работающей структуры перевода этих посетителей в покупателей. Вы наверняка сталкивались с ситуацией, когда фильм или музыкальный диск только еще аннонсируется, а ваш сын или дочь уже посмотрели его или послушали музыкальную новинку, скачав их из Интернета. Причем, они искренне недоумевают, когда ты говоришь, что собираешься купить этот фильм или музыку. Зачем? Ведь это можно получить бесплатно! Компании, производящие видео- и музыкальную продукцию уже давно бьются с пиратством в Интернете, однако эта битва заранее проиграна. Если есть потребность в получении бесплатного продукта в Интернете, она будет удовлетворена так или иначе. Мы как-то и не заметили, что появлось новое поколение потребителей, которые привыкли получать многие серьезные ценности бесплатно и убеждены, что именно так и должно быть. Другая ситуация, знакомая всем предпринимателям: компании-продавцы ломают головы, чтобы выдумать очередной 'бесплатный подарок' для своих клиентов с целью выделиться, обогнать конкурентов и продать товар. Ситуация в сегодняшняем бизнесе такова: конкуренция платных товаров превратилась в конкуренцию бесплатных товаров и сервиса ! Думая об отношениях продавца и клиента, мне вспоминается давно-давно прочитанный афоризм: 'Мягкость не делает врага другом, а лишь увеличивает его притязания'. Конечно, покупатель - не враг, но почуяв свою силу и вашу уязвимость, он не может удержаться от соблазна использовать ситуацию в свою пользу. Клиенты начинают требовать все новые и все более ценные 'подарки', которые обходятся все дороже и дороже продавцам, разъедая их маржу прибыли. Если бесплатный товар является завуалированной взяткой, размер этой взятки обязательно вырастет пропорционально количеству компаний, борющихся за этого потребителя. Кратко суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод: практически все модели продаж имеют или в недалеком будущем будут иметь основным своим элементом бесплатный сопутствующий товар или сервис. И поскольку с ростом конкуренции главные товары и сервисы будут все больше сближаться по своим основным параметрам, единственным различием будет ценность бесплатного сопутствующего элемента, который и будет определять конечное предпочтение потребителя. Выиграет тот, кто бесплатно предоставит наибольшую ценность в обмен на покупку своего основного товара по цене ниже и равной конкурирующему товару. От бесплатных 'продаж' никуда не деться. И если это так, то нет смысла отрицать или бороться с этим, надо научиться извлекать пользу из этой ситуации. Показательны два подхода производителей музыкальной продукции в Интернете. Одни музыканты борются с пиратством и бесплатным распространением своей музыки. Другие, особенно малоизвестные музыканты, выкладывают в Интернете свои новые альбомы бесплатно, тем самым приобретая нужную им популярность. Самое интересное, что и те, и другие основной доход получают от концертов. В первом случае мы видим борьбу с потребителем (музыкант с остервенением рубит сук, на котором сидит) в которой страдает имидж музыканта и посещаемость концертов. Во втором - завоевание расположения слушателя за счет бесплатного продукта и создание положительного имиджа, который в дальнейшем 'монетизируется' в проданных на концерт билетах. Я различаю две стороны применения бизнес-модели 'бесплатной продажи'.- Бесплатный продукт или сервис для привлечения большего количества новых клиентов.
- Бесплатный продукт или сервис для победы над конкурентами.
Вариант номер 1. Использование бесплатного продукта в качестве маркетингового инструмента - техника неоднократно использованная и успешная. Бесплатный товар здесь играет несколько ролей.
Страницы: 1 2
|
|
|
|
|