|
Результат для игрока: переживание в духе 'все остается людям', переживание своей максимальной востребованности и вовлеченности, чувство служения чему-то внешнему, что может дать наивысшее одобрение. В некоторых случаях результат более прагматичен: игрок получает 'индульгенцию', прикрываемую фразами даже не о благе для других, иногда символическом или абстрактном, а о величии (страны, государства). (Так что, если вы услышите в тексте выступления слова 'величие', 'господство', 'могущество' - вас зовут в логику ПОДВИГА - решайте сами, оно вам надо...).
Правда КОНФЛИКТА Основной конфликт разыгрывается между игроком и обстоятельствами. Чаще всего обстоятельства являются или воспринимаются как обстоятельства с угрозой для благополучия игрока, его компании, его семьи, его дела. Игрок действует из страха или против страха. Многочисленные сюжеты на эту тему являются основами захватывающих фильмов, неизменно имеющих успех. В них герой обычно спасает свою жизнь, жизнь близких, даже все человечество. В процессе есть раны, жертвы, напряжение, величайшие испытания. Но когда вы видите неизменный хеппи-энд в таких фильмах, то смутно подозреваете, что это чисто кинематографическая подтасовка - зритель должен уйти на подъеме. Это такой негласный договор - нарушение логики ПОДВИГА, чтобы продать следующие билеты. Потому что настоящий финал в логике ПОДВИГА - это гибель героя или невосполнимые потери у героя. Но сочетать такую драму с попкорном трудновато. В любой игре по логике ПОДВИГА сюжет складывается (или его исполняют на словах) как история о трудностях, напряжении, величайших испытаниях, больших жертвах. Игрок принимает судьбоносное решение, действует за гранью возможного, жертвует самым дорогим. Результат для игрока: В результате игрок получает или ожидает, что получит, социальное признание. Он получает историю о принесенных им жертвах , которая гарантирует ему внимание и определенный уровень значимости в обществе. Его историю он или кто-то другой использует как историю-назидание, как обязательную модель для повторения. Награда или выигрыш Так что получается: логика ПОДВИГА - это наш национальный приговор? Есть выбор - каждый игрок, то есть каждый человек, отдающий себе отчет в том, что он сам строит сюжеты своей жизни, может выбрать, в какой логике ему играть. Он ждет, что его наградят или он хочет получить свой выигрыш? Он готов растрачивать ресурсы или он рассматривает, как их инвестировать? Он готов к самостоятельному мышлению или он пользуется готовыми клише? Он выбирает свою публику или в очередной раз рвется спасать 'все и вся'? И еще вопрос: хочет ли игрок результат игры для себя? Логика ПОДВИГА ничего особо прекрасного для игрока в конце не обещает, кроме возможного социального признания - лаврового венка, медали, ордена... Но, тем не менее, выбирается достаточно часто как идущая по линии наименьшего 'социального' сопротивления. Но универсальные игры УСПЕХ и ПОДВИГ тем универсальны, что в них можно играть и как взаправду, меняя себя, мир вокруг, рискуя и двигаясь, создавая что-то, так и понарошку. От этого ставки не делаются ниже. Можно изображать ПОДВИГ, преследуя вполне определенные цели - вызвать 'встроенную' реакцию публики, предъявляя как бы ущерб и жертвы. Можно изображать УСПЕХ, пользуясь его атрибутикой, помещая себя в рейтинги, чарты и прочие лестницы 'публичности достижений'. Общая схема универсальной игры кажется очень абстрактной, но в живом исполнении, тем более продолженном во времени,она обрастает подробностями. Ситуациями, коллизиями. И каждый игрок привносит свою индивидуальную окраску. Некоторые, например, практикуют разнообразные смешанные формы. Например, человек действует по логике успеха, но для части публики прикрывается риторикой подвига. Или наоборот: человек действует строго в логике подвига, но привлекает аудиторию рассказом о своем стремлении к успеху. Для внешнего наблюдателя, да и впрочем для самого игрока, индикаторами той или иной логики могут выступать эмоциональные переживания, включающие и сопровождающие процесс. 'Эмоциональный индикатор' дает точные показания, достаточные для распознавания. Это потом могут происходить искажения, если ты не хочешь знать 'правду своего чувства'. У двух универсальных игр принципиально разный вкус. Коктейль 'ПОДВИГ': патетика, возбуждение, доминирование, чувство победы, самоотверженность, праведный гнев, агрессия, социальное признание, собственная значимость. Коктейль 'УСПЕХ': эмоциональный подъем, личная сила, азарт, чувство выигрыша, интеллектуальный азарт, чувство своей истины, риск, вызов, уверенность в себе. По этим оттенкам эмоционального вкуса от общения с человеком можно сделать предположение, в какой логике он действует. Универсальные игры в бизнес-казино Результаты ПОДВИГА для бизнеса - решение задачи в режиме форс-мажора с истощением ресурсов. Требование руководителя, чтобы его подчиненные совершали подвиги, дает подчиненным возможность играть в жертвы и требовать потом компенсаций. Часто неоправданных. В логике ПОДВИГА сдвигается 'мотив на цель', и мы получаем в фокусе не тему бизнес-выигрыша, а тему победы над гипотетическим врагом. Для личного развития привычка работать в логике ПОДВИГА чревата постоянными авралами и бессознательной склонностью создавать себе ситуации дикого ограничения по срокам, энергии, другим ресурсам, чтобы вбрасываться в дело на максимальной силе. Результат - работа в режиме нехватки, неудовлетворенность собой, перегрузки, необходимость выдачи себе компенсаций в виде послаблений, лени и пр. Твой подвиг, а конкретнее, принесенные жертвы и демонстрируемый личный ущерб дают возможность манипулировать публикой. Которая ставится в позу 'я всю жизнь вам обязана, я всю жизнь должна'.
Страницы: 1 2 3 4 5 6
|
|
|
|
|