|
Интересен опыт одного из крупнейших российских дистрибьюторов рыбы и морепродуктов - группы компаний 'Талекс'. Группа планирует открыть более ста специализированных точек продаж в Москве и Санкт-Петербурге. Прошлый опыт в ритейле так и не позволил вывести магазины на самоокупаемость, и в этот раз компания решила диверсифицировать риски, работая в трех форматах. Как рассказала Тамара Сваринская, заместитель главы российского представительства по инвестиционным проектам группы 'Талекс', около трех лет назад компания объявляла о планах открыть более пятидесяти магазинов в Петербурге и Москве, но проект был заморожен на стадии пяти петербургских магазинов, которые впоследствии были тоже закрыты. Приостановка проекта была связана с финансовым кризисом, который изменил структуру спроса конечных потребителей. 'Сейчас большинство покупателей ориентировано на низкий ценовый сегмент при удовлетворительном качестве', - считает госпожа Сваринская. На данном этапе планируется, что 'Талекс' будет развивать три формата: традиционные магазины, рыбные супермаркеты и автолавки. Наценка в магазинах составит порядка 20%, а в автолавках - 15%. Первые автолавки появятся в конце 2010 г. 15-20 точек разместятся в Петербурге и Ленинградской области, еще 30-40 - в Московской области. Ассортимент будет включать до 40 рыбных позиций и 70 видов морепродуктов. По мнению председателя Рыбного союза России Сергея Гудкова, прибыль компании, скорее всего, принесут только автолавки и супермаркеты: 'Рыбные магазины вряд ли будут рентабельны. Супермаркет сможет стать витриной брендов, что в перспективе принесет компании прибыль, кроме того, он сможет привлечь узкую группу лиц - гурманов. Автолавки привлекательны низким уровнем вложений, быстрой окупаемостью и возможностью корректировки места и времени работы'. По мнению экспертов, спрос на рыбу в России пока не удовлетворен (в частности, и в Петербурге), особый дефицит присутствует и в эконом-сегменте, а недавно начавшая свое развитие сеть 'Океан', патронируемая Росрыболовством, также вряд ли удовлетворит этот спрос, поскольку заявленные 250 магазинов, которые должны открыть в 47 регионах страны к концу 2012 г., - слишком небольшая доля рынка. Уже сегодня отмечается, что инициатива по организации рыбных магазинов в формате, предложенном Росрыболовством (концепция развития розничной сети с упором на идею формирования централизованных поставок живой продукции от производителя к потребителю), не везде встречается с восторгом. В Калининградской области не предоставили помещение в аренду, в Мурманске сослались на отсутствие специализированных судов по доставке живой рыбы, прибрежной инфраструктуры резервных емкостей, а также бюрократические преграды по организации розничной продажи живой рыбы.
Росрыболовство также намерено развивать выездную торговлю морепродуктами с машин, а также рыбный фаст-фуд. Киоски с недорогими салатиками и сэндвичами из морепродуктов будут располагаться у школ, институтов и других заведений. По информации, полученной от Росрыболовства, идея создания и развития передвижных точек возникла неслучайно: проблема со свободными помещениями в столицах налицо. Кроме того, такой формат связан с меньшим уровнем вложений и быстрой окупаемостью. Глава Росрыболовства отмечает, что даже тут возникают трудности, связанные с дефицитом передвижных тонаров (очередь на киоски на два месяца вперед) и собственно рыбы. 'Рекордный улов 2009 г. - почти три миллиона тонн - так и не дошел до двух столиц, т.к. инфраструктура оказалась не готова: холодильников не хватает, а перевозки и двухдневная доставка свежей рыбы в киоски слишком дороги'. Тем не менее, Росрыболовство в ближайшее время будет пытаться решить возникшие проблемы, поскольку развитие направления выездной торговли кажется им перспективным. В условиях снижения активности на рынке мясной переработки продовольственная компания 'Петербурженка' собирается расширять сеть передвижной торговли. Участники рынка считают, что желание диверсифицировать каналы сбыта закономерно: для небольших предприятий собственная розничная сеть необходима для поддержания стабильных объемов производства, относительно независимых от отношений с крупными ритейлерами. По словам генерального директора ООО 'Петербурженка' Александра Вихорева, изначально хотели ограничиться пятнадцатью передвижными точками, но в результате того, что проект превзошел все ожидания, к пятнадцати уже имеющимся добавят еще двадцать автофургонов. К развитию собственного канала сбыта подтолкнуло снижение в Петербурге спроса на мясопродукты, которое составило до 40%. По расчетам бизнесмена, прямые продажи смогут привлечь к продукции 'Петербурженки' дополнительных покупателей за счет цен на 20-25% ниже, чем в крупных продовольственных сетях, и гарантированного качества и свежести продукта. По мнению главы Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, развитие собственных сетей для мясных переработчиков - традиционный вид бизнеса. 'Передвижные точки продаж - реакция на сложные взаимоотношения с сетями, выставляющими подчас невероятные для небольших производителей условия. Производитель может предложить свою продукцию по более доступной цене, привлечь тех покупателей, которым ранее его продукция с накруткой была недоступна. Все это способствует увеличению потребления. Это особенно важно в условиях, когда падение спроса за минувшие месяцы на готовые мясные изделия составило около 10%', - считает господин Юшин.
Страницы: 1 2 3 4 5
|
|
|
|
|