|
Подобный сертификат от Чартерного института маркетинга, Великобритания (Advanced Certificate in Marketing), можно получить в Институте фондового рынка и управления. Срок обучения один год, стоимость $3600.
Куда идти учиться дальше начинающему специалисту, если он, скажем, имеет образование по РИМА-А? Выбор достаточно велик. Можно получить российский диплом о профессиональной переподготовке, можно идти на программу РИМА-В, -С либо Чартерного института маркетинга Великобритании, где обучение идет на английском языке.
Однако надо понимать, что в России лучше работают другие, чем в Европе и Америке, маркетинговые инструменты, хотя теории, законы, инновации в маркетинге идентичны. В целом можно сказать, что знание европейских стандартов и наличие опыта работы в российских компаниях усиливают позиции специалиста на рынке и повышают его капитализацию.
Программы МВА
В США программа МВА появилась в первой половине прошлого века. О необходимости подготовки управленческих кадров высшей квалификации по мировым стандартам в России задумались лишь в конце ХХ века. Так, в 1999-2000 годах появилась программа дополнительного (к высшему) образования с присвоением классификации "мастер делового администрирования" (Master of Business Administrating, МВА). Негосударственные дипломы МВА начали выдавать с 1992 года (МИРБИС). Госпрограмма МBА имеет несколько специализированных направлений в менеджменте, в том числе и маркетинг (стратегический маркетинг или управление маркетингом). Состоит программа из нескольких блоков. Сначала идут социально-экономические дисциплины, потом базовые: финансовый учет, стратегический менеджмент, управление персоналом, маркетинг и т. д. В конце программы предусмотрены узкопрофильные дисциплины в зависимости от ее специализации и наконец практика. Условия поступления предполагают наличие управленческого опыта не менее двух лет и диплом о высшем образовании. Кроме того, необходимо пройти предварительное тестирование (экономика, IT, английский язык), собеседование.
Продолжительность обучения по программе МВА составляет два года. Форма обучения, как правило, очно-заочная: вечерами по будням и днем в один из выходных. После обучения выдается диплом гособразца с присвоением квалификации "мастер делового администрирования". Как и в случае со вторым высшим, некоторые вузы (ВШМ ГУУ, МИРБИС и другие) предлагают в качестве второго (или единственного) негосударственный диплом собственного образца либо дипломы западных бизнес-школ. Стоимость обучения по программе МВА колеблется в пределах $5000-17500. В регионах можно выучиться и за $4500, и дешевле (НГТУ).
Программу МВА со специализацией в маркетинге только в Москве предлагают около дюжины вузов. Всего же в России аккредитовано 55 МВА-программ. В мире российские бизнес-школы котируются невысоко: ни одна из них не попала ни в один из рейтингов, составляемых западными деловыми изданиями. Каждый пятый россиянин предпочитает получать квалификацию МВА на Западе.
Борис Токарев о потенциальных соискателях программы МВА-маркетинг: "За его плечами - солидный управленческий опыт, он имеет высшее образование (не обязательно профильное), желает стать топ-менеджером предприятия уровня президента или учредителя, и ему по какой-то причине нужна специализация в маркетинге. Так как опыт у таких менеджеров уже есть, им нужно расширить кругозор, набраться побольше практики, кейсов, взглянуть на современный (западный) менеджмент и управление маркетингом.
Управление коммуникациями
В ГУ - ВШЭ есть подразделение - Институт коммуникационного менеджмента. По этому направлению программу МБА можно пройти за 10 700 у. е., программу повышения квалификации (более 72 часов) - за 1100 у. е. Правда, по некоторым оценкам, там речь идет в первую очередь о PR. Такая программа подойдет менеджерам крупных национальных (сырьевых и/или политизированных) компаний. В таких компаниях основной акцент в коммуникациях делается на инструменты PR для поддержания имиджа перед государством и простым обывателем, маркетинговая функция представлена как анализ рынка и управление маркетинговыми продуктами.
А как обстоят дела с обучением рекламе? В стране существует немало учебных заведений, где готовят специалистов по маркетингу и рекламе, - это либо факультеты, либо кафедры тех или иных вузов. Там упор делается на государственную программу по специальности 350700 "реклама" с квалификацией "специалист по рекламе". Из отдельно специализированных вузов на слуху Высшая школа рекламы и маркетинга (ВШРМ) и Международный институт рекламы (МИР). Рассмотрим предлагаемые образовательные услуги на примере второго заведения.
Второе высшее можно получить по специализациям: "маркетинг в рекламе", "менеджмент в рекламе" и "креатив в рекламе" (копирайтер, арт-директор). По окончании обучения выпускник получает профессиональный диплом гособразца и диплом Международной рекламной ассоциации (IAA) по специальной программе. Стоимость по очно-заочной форме обучения на 2006-2009 гг. составляет 2900 у. е. в год. За "арт-директора", правда, почему-то берут отдельно, 4000 у. е. в год. Заочно за те же четыре года можно обучиться всего за 1900 у. е. Желающие также могут пройти различные курсы профпереподготовки, повышения квалификации (графический дизайн, управление бренд-коммуникациями) и семинары (менеджер рекламной полиграфии).
- Более узкоспециализированное образование по BTL в рамках одной из существующих программ MBA вообще нереально, - говорит Татьяна Комиссарова. - Можно пройти курс по любой из программ и научиться управлять ATL- и BTL-коммуникациями, неразрывно существующими друг с другом. Но не более того. Я сама читаю курсы по интегрированным маркетинговым коммуникациям в Академии народного хозяйства. В них есть базовые блоки по рекламе, PR, брендингу. Кое-что есть и по BTL. Однако отдельной систематизированной информации по consumer promotion, мерчендайзингу и другим направлениям below the line учащемуся почерпнуть не удастся, - говорит наш эксперт.
Страницы: 1 2 3 4 5
|
|
|
|
|