|
|
|
|
|
|
|
|
Рис 5. Третичные связи внутри построения 'Снижение продаж'. Обратите внимание на 'развертывание' темы снижения продаж в контенте, который предлагают СМИ. Акцентируя внимание именно на снижении показателей продаж торговых компаний, медиа выделяют ее как самодостаточную тему и относительно редко объясняют суть проблемы. Когда же они все-таки развивают тему, то речь практически обязательно идет о финансово-экономическом кризисе. Одновременно за счет связи с лексемой 'Работа' СМИ усиливают и тему снижения других показателей: будучи амбивалентным по содержанию (сравните, 'работа предприятия' и 'потеря работы') связь этой лексемы со значеним 'Снижение' может говорить как о снижении показателей торговых компаний, так и о уменьшении рабочих мест. В любом случае, субдоминантные связи придают построению исключительно негативный оттенок. Наконец, третичные связи указывают на фундаментальную связь темы снижения продаж с работой предприятий (лексема подразумевает исключительно промышленные объекты), а также с колебаниями курса рубля. Хотелось бы отметить, что в предыдущем абзаце описана лишь приблизительная логика исследования на примере самого простого графа. Анализ более сложных конструкций требует выделения субпостроений и циклов, а также кластеризации полученных данных. В результате, каждый из пяти полученных таким образом многоуровневых графов был подвергнута глубокой аналитической обработке. Вследствие чего были выявлены циклические микропостроения, которые в процессе развертывания связей либо усиливались, либо теряли свою значимость. Помимо этого был осуществлен расчет коэффициентов, характеризующих плотность связей между построениями (например, доминантное построение 'Государственный уровень' на 60% состоит из лексем субдоминантного построения 'Финансово-экономический кризис'). В результате по каждому из граф были сделаны выводы, часто пересекающиеся между собой, что подтверждает внутреннюю непротиворечивость метода исследования. Главной тенденцией медиа активности вокруг розничной торговли стало преимущественное освещение проблем отрасли через призму кризиса. При этом обращает на себя внимание тот факт, что основная тема публикаций - снижение продаж - зачастую лишь опосредованно коррелирует с темой кризиса. Такое разнесение понятий говорит о том, что для средств массовой информации снижение продаж в отрасли - не просто симптом негативных тенденций в экономике, но и самодовлеющая тема. Интересно в этой связи, что темы качества продукции и формирования потребительского поведения являются референтными для СМИ в общем контенте (к этому выводу привел анализ третичных связей) и также представляют собой самодостаточную тему. Наиболее часто упоминаемые в публикациях акторы - представители бизнес-структур и федеральные и региональные органы власти. Наибольшая часть контента посвящена деятельности Правительства РФ. При этом СМИ напрямую или косвенно указывают на невысокое КПД его деятельности и неумение повлиять на обстановку в отрасли. Также важно, что СМИ фокусируют внимание на работе властных структур по облегчению положения производителей, но никак не продавцов, чьи интересы игнорируются. На этом фоне руководство торговых компаний выглядит значительно более дееспособно. Из материалов СМИ может сложиться впечатление, что именно ритейлеры оказывают хоть какое-то влияние на сложившуюся ситуацию. Однако и их деятельность не может переломить ситуацию. Анализ контента публикаций, посвященных розничной торговле выявил парадоксальную ситуацию - СМИ практически не уделяют внимания сокращениям, которые прошли в торговых компаниях, полностью сосредоточившись на увольнениях в производственной сфере. Объяснить это можно только меньшей массовостью сокращений в торговле и российской когнитивной традицией концентрировать внимание на проблемах 'трудового народа'. Не менее парадоксальным, по мнению исследователей, оказалось и отсутствие интереса медиа к проблемам взаимоотношений поставщиков и производителей. Фактически, СМИ лишь регулярно констатируют эту проблему, но не вдаются в подробности относительно этой темы.
Страницы: 1 2 3 4
|
|
|
|
|
|