|
Начнём с первого. Краткое содержание упомянутого примера: подозреваемый в преступлении может или промолчать, или предать своего подельника, который волен вести себя точно также. От их решений будет зависеть наказание каждого из них, но при этом они находятся в разных камерах и не могут договориться. Если сроки заключения устроены так, как указано в таблице, то рациональным поведением становится предательство.
Сроки заключения | Заключённый Б молчит | Заключённый Б предаёт | Заключённый А молчит | А и Б получают по 1 году | А получает 5 лет Б освобождается | Заключённый А предаёт | А освобождается Б получает 5 лет | А и Б получают по 3 года |
Фраза 'выйду - найду', брошенная преданным товарищем, может заставить предателя пожалеть о сделанном выборе, но почему? Да потому, что игра продолжается. С точки зрения рационального поведения, этика - всего лишь следствие повторности жизненных ситуаций. И теория игр это наглядно показывает: в повторяющейся дилемме заключённого, где за предательство на первом ходе подельник наказывается товарищем встречным предательством на втором и т.д. рациональным поведением становится сотрудничество. Кроме последнего суда, разумеется. В приложении к бизнесу и маркетингу вывод можно сделать такой: если компания настроена на долгую жизнь, то она должна смотреть на любую сомнительную ситуацию глазами клиента. Этот вывод ещё более усиливается, если вспомнить, что клиенты передают друг другу свои мнения о компании и таким образом обеспечивают 'горизонтальную' повторность ситуаций даже на очень непродолжительном интервале времени. Второй ответ кажется менее конструктивным, но мне он нравится больше. Я исхожу из того, что система социальных ролей, которой пользуются люди в обыденной жизни, позволяет нам вести себя по-разному в разных ситуациях: 'на работе', 'дома', 'с друзьями' и т.п. Однако глубокое разделение в поведении, переходящее в область этики, то есть в область базовых ценностей человека, - это уже не вопрос стиля общения, а медицинский факт, который именуется шизофренией. Этика неличной не бывает. Константин Гонтмахер Агентство целевого маркетинга 'ИЮЛЬ' http://advschool.ru/articles/article1884.htm
Страницы: 1 2 3
|
|
|
|
|