|
У компании могут возникнуть проблемы, если она регистрирует товарный знак по одному классу товаров и услуг, оставляя возможность другим производителям зарегистрировать точно такой же знак в смежных классах. Например, известная кондитерская фабрика защитила свое название по очень узкому классификатору (всего одна товарная группа - кондитерские изделия). В этом же городе появились йогурты с таким названием. Молокозавод создал специально для продвижения этого продукта отдельное юридическое лицо, которое называлось именем продукта (оно же название кондитерской фабрики). При этом у кондитерской фабрики серьезных аргументов в свою защиту (или оснований для пресечения действий молокозавода) практически не было. Кондитерская фабрика судилась с молокозаводом полтора года, а все это время йогурт хорошо продавался без какой-либо рекламы. Все компании регистрируют свое фирменное наименование, но далеко не все знают, что название компании не тождественно торговой марке, при помощи которой идентифицируются товары и услуги. Компаний с одинаковым, зарегистрированным в налоговых органах названием может быть великое множество, и работать эти компании могут в одной отрасли, но использовать указанное наименование в качестве товарного знака для однородных товаров и услуг может только одна компания, которая первой зарегистрировала его в качестве товарного знака в российском патентном ведомстве. Право на фирменное наименование охраняется законом. Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право на его использование. Фирменное наименование содержит указание на организационно-правовую форму (ООО, ЗАО) юридического лица, поэтому возможны ситуации, когда фирменные наименования компаний различаются только в части организационно-правовой формы. Например, ЗАО "Виталис" обратилось в суд с иском к ООО "Виталис" с требованием признать за собой исключительное право на использование своего фирменного наименования и изменить наименование фирмы "ООО "Виталис". Суд указал на то, что две компании обладают разными фирменными наименованиями, которые помимо слова "Виталис" содержат указание на их организационно-правовую форму (ЗАО и ООО), и потому признал право ответчика на использование фирменного наименования. В настоящее время на рынке интеллектуальной собственности работают специалисты, которые занимаются "ловом" чужих товарных знаков: отслеживают по открытому реестру те предприятия, которые забывают внести необходимые изменения в свидетельство о регистрации товарных знаков, и аннулируют регистрацию якобы за неиспользование торговой марки. Инициаторами подобных действий обычно выступают недобросовестные конкуренты, желающие завладеть чужим товарным знаком или уничтожить его. Как это происходит? Допустим, предприятие меняет адрес, забыв отправить уведомление об этом в Роспатент. Патентный поверенный, действующий в интересах конкурентов, направляет в Палату по патентным спорам письмо с информацией о том, что знак не используется или правообладатель прекратил свое существование. Палата, в свою очередь, направляет соответствующее уведомление по старому адресу владельца товарного знака, указанному в свидетельстве о регистрации. Затем письмо возвращается назад с пометкой "адресат отсутствует", в Палате по патентным спорам собирается заседание, причем, как правило, в отсутствие правообладателя, т. к. он и не подозревает о нависшей угрозе. И в итоге знак аннулируется под тем предлогом, что Палата исчерпала все возможности поиска правообладателя. Порядка 15% подобных дел выигрывают "черные" профессионалы. Есть разновидность товарных знаков, к которым эксперты Российского агентства по патентам и товарным знакам относятся весьма настороженно. Речь идет об использовании географических названий, т. е. названий местностей, городов, рек, морей в качестве словесных элементов товарных знаков. Экспертов Роспатента можно понять, ведь наименование конкретного географического объекта напрямую связано с характером производимой продукции и может стимулировать ее успешный сбыт. Такое название может предоставлять потребителю своеобразную гарантию качества, или, напротив, - вводить в заблуждение. Здесь уместно вспомнить, как известная голландская фирма, владевшая рядом пивоваренных предприятий, расположенных в Нидерландах, начала выпуск пива с названием Bavaria. Одна из баварских пивоваренных компаний обратилась в суд, указав на то, что использование словесного элемента "Бавария" вводит в заблуждение потребителя, полагающего, что напиток сварен именно в упоминаемой части Германии. Баварское пивоварение в Германии, да и во всей Европе, обладает хорошей репутацией и признано едва ли не культурным символом страны. И все же суд признал использование данного слова в названии производимого в Нидерландах пива правомерным, обязав голландскую компанию дополнить товарный знак словом Holland. Сталкиваясь с аналогичными случаями в России, Роспатент, как правило, отказывает компаниям в регистрации такого товарного знака либо сильно затягивает ее процедуру, выдвигая массу возражений, устранить которые под силу лишь опытному патентному поверенному. Существует масса поводов для судебных споров по торговым маркам:
- выпуск контрафактной продукции под чужим товарным знаком; - выпуск продуктов-имитантов, копирующих цветографические элементы и упаковку известных знаков до степени смешения; - борьба за контроль над определенным сегментом рынка; - недобросовестная регистрация товарного знака известной компании для получения компенсации за его выкуп в момент начала деятельности этой компании на российском рынке; - борьба за бывшие советские торговые марки, которые не принадлежали никому, но знакомы большей части потребительской аудитории, т. к. целый ряд российских предприятий выпускал маркированную ими продукцию;
Страницы: 1 2 3 4 5
|
|
|
|
|