|
В поисках возможности открыть свой бизнес с гипотетическими 2-3 млн руб. в кармане корреспондент "Денег" попытался войти на молодой, но перспективный рынок франшиз одежных брендов. Выяснилось, что даже успешные марки готовы бесплатно отдать свое имя, да еще и обучить новичка продажам. Однако главное даже не раскрученность бренда, а стабильность поставок товара
Ватага клонов
"Деньги ваши, опыт наш" - так заманивают начинающих предпринимателей продавцы франшиз. Если у одного дело идет успешно, почему бы другому не клонировать его опыт? Например, мне, у которого опыта в торговле нет. Вроде бы сейчас самое время заходить на рынок, пока арендодатели не до конца поняли, закончился ли кризис, и еще идут на уступки арендаторам.
"Взгляните на опыт Франции,- говорит Нина Семина, руководитель департамента развития франчайзинга портала Deloshop.ru.- Там оборот франчайзинговых сетей составил в 2009 году 41 млрд. ево. На российском рынке, понятно, цифры несравнимые, но франчайзинг развивается: предлагается порядка 750 различных франшиз, правда, половина из них лишь декларируемые, то есть покупать на самом деле там нечего".
Одних только интернет-магазинов, торгующих франшизами, можно найти пару десятков. "Наш сайт - электронный каталог франшиз,- поясняет суть своей деятельности Нина Семина.- Тем, кто предлагает свои франшизы, он нужен как рекламная площадка. К услугам интернет-каталогов вроде нашего прибегают не все - известные бренды в основном продают франшизы самостоятельно".
Предложения кажутся заманчивыми: франчайзеры в основной своей массе готовы сделать за меня почти всю работу: разработать проект магазина, поставить оборудование, подобрать ассортимент, обучить персонал. Почти все бесплатно. Мне остается только получать прибыль.
Это и настораживает, признался я своей знакомой Елене Комковой, профессиональному консультанту в области розничной торговли. К ней я обратился потому, что компания Retail training group, в которой она работает, франшизами не торгует. Елена Комкова развеяла мои сомнения: плюс франшизы в том, что вы вкладываете свои 2-3 млн руб. и развиваете понятную концепцию, которая мало зависит от внешних рисков.
Конечно, франшиза стоит денег, плата за нее называется паушальным взносом. По словам Нины Семиной, общеевропейская практика - назначать взнос примерно в пределах 10% всех инвестиций в открываемое дело. Паушальные взносы платятся один раз, при заключении договора, в отличие от роялти, которые определяются как процент от прибыли бизнеса уже в ходе его работы. Каждый франчайзер по-своему определяет схему оплаты своей интеллектуальной собственности, то есть товарного знака и технологий.
Паушальные послабления
Sela, Finn Flaire, Твое, Oggi, Springfield, Pepe Jeans и еще несколько десятков брендов, часто встречающихся посетителям торговых центров,- все они готовы предложить свою франшизу. "В области торговли продается больше всего франшиз,- поясняет Нина Семина.- Производство во франчайзинге представлено очень слабо. В последний год лучше стали продаваться предложения из сферы услуг, например клиники шаговой доступности или экспресс-химчистки - и то и другое требует инвестиций в размере около $150 тыс.- или общепит с вложениями около 6 млн руб. В торговле есть предложения гораздо дешевле. Например, вложения в магазин бижутерии будут около 1 млн руб., одежды - от 3 млн руб., обуви - 4,5-6 млн руб."
Мне одежда как-то ближе к телу. Вот, например, компания "Джинсовая симфония" предлагает открыть по франшизе магазин, торгующий парой десятков брендов, таких как Diesel, Lee, Levis или Pepe Jeans. Привлекает, что паушальных взносов компания не требует, как и роялти,- видимо, заинтересована в новых франчайзи. Каждый из них - это дополнительный рынок сбыта. "На российском рынке франшиз магазинов взносов и роялти почти не берут,- поясняет Нина Семина из Deloshop.ru.- Но есть скрытые роялти, они включены в оптовую цену товара".
По словам начальника отдела франчайзинга "Джинсовой симфонии" Дмитрия Преображенского, сначала с меня возьмут деньги за разработку дизайн-проекта моего магазина, и то всего 1 тыс. евро. "Это нужно, скорее чтобы отсеять несерьезных клиентов, которые могут отказаться от сотрудничества, когда мы уже начали работу",- объясняет Преображенский.
Впрочем, чтобы разрабатывать проект, нужно иметь помещение, которого у меня пока нет. Дмитрий говорит, что выбрать подходящий торговый центр не так трудно, главный критерий - хорошая проходимость. Можно ориентироваться на таких соседей-арендаторов, как, например, Oggi или Ecco, спортивные магазины. Движение стаек молодежи по ТЦ обеспечивают кинотеатр на верхних этажах и продукты снизу, а также хороший фуд-корт. Когда место будет определено, по подобным параметрам мне могут спрогнозировать будущую выручку магазина, правда, с погрешностью 20-25%. Для этого франчайзер изучает показатели магазинов в похожих центрах в подобных городах и районах.
Магазин можно открыть примерно через три месяца после заключения договора с франчайзером. До кризиса средний срок окупаемости, по словам Преображенского, составлял примерно полтора года, теперь увеличился до двух-трех лет.
Впрочем, "Симфонию" мне не потянуть: без всяких паушальных взносов первоначальные инвестиции в открытие магазина составят от 5,5-6 млн руб. Это деньги только за торговое оборудование, косметический ремонт плюс первоначальная закупка товара. Преображенский уверяет, что франчайзи может выплачивать часть средств в рассрочку в течение года. Но мне это не поможет, ведь в сумму не заложена аренда торгового помещения, которая утяжелит годовую смету раза в два. К этим тратам надо быть готовым уже на старте, ведь средний прогноз - выход на точку безубыточности через год. К тому же почти наверняка при аренде помещения в торговом центре меня помимо платы за первый месяц попросят еще и внести депозит, то есть замороженную плату еще за два месяца.
Страницы: 1 2 3
|
|
|
|
|