|
Понятно, что полиграфисты стремятся работать с опережением - они готовятся удовлетворять будущий спрос пищевых предприятий на упаковку. С одной стороны, такой расчет оправдан: чем больше магазинов города будет переходить на систему самообслуживания, тем больше гибкой и картонной тары потребуется рынку. Поскольку современные формы торговли пока не доминируют в Петербурге, резервы роста достаточные. С другой стороны, качественная перестройка упаковочного бизнеса в данный момент была бы более полезной, нежели продолжение экстенсивного развития. Никто не хотел рисковать. Местные полиграфисты способны удовлетворять спрос на упаковку для продукции демократичного сегмента. Более дорогую тару (занимающую на рынке в среднем 10%) пищевые компании в большинстве случаев продолжают заказывать за границей. "Расходы на импортную упаковку, даже с учетом транспортировки, зачастую бывают ниже, чем на отечественную продукцию", - объясняет Илья Гамов. Главной причиной частичной ценовой неконкурентоспособности петербургской полиграфии является ее технологическая инертность. "Если заказ не вписывается в технологию моего производства, я вынужден просить за него высокую цену, а иногда и вовсе отказываться от заказа", - объясняет Андрей Коншин. Технологическая инертность влияет, кстати, не только на цену отечественной упаковки, но и на ее качество - иными словами, российская тара не всегда отвечает тем маркетинговым задачам, которые решают производители пищевых продуктов. Понятно, что для удовлетворения постоянно усложняющихся запросов клиентуры необходимо произвести техническое переоснащение упаковочных производств. В то же время, как объяснил нам руководитель одного из полиграфических предприятий, "ни один производитель упаковки не будет менять свою технологическую линию, если у него нет фиксированного перспективного объема по тому или иному виду продукции". Иными словами, никто не хочет рисковать. Действительно, объемы заказов на дорогие виды упаковки пока невелики, поэтому местные полиграфисты не идут на затраты, которые позволили бы им бороться за премиальную нишу. Однако тенденции продовольственного рынка указывают на то, что премиальный сегмент на рынке пищевой упаковки становится наиболее перспективным. К примеру, доля премиальных продуктов в ассортименте "Петмола" за последние полгода выросла в 3,5 раза. Похожая динамика наблюдается и у других участников продовольственного рынка. По данным компании "Орими Трейд", уже около 20% объема чайного рынка приходится на продукцию верхнего ценового сегмента. "Расширение ассортимента премиальной продукции невозможно без использования новых и достаточно дорогих упаковочных материалов, аналогов которым в настоящее время на российском рынке нет", - резюмирует Елена Холупко, директор по маркетингу производителя чая и кофе "Орими Трейд". Новая сила. Результатом изменения предпочтений пищевых компаний в области упаковки станет изменение стратегий полиграфических предприятий. "Экстенсивное развитие упаковочной отрасли в ближайшее время прекратится, - убежден Андрей Коншин, - и конкуренция перейдет в технологическую фазу". Технологическая конкуренция, несомненно, потребует от участников рынка значительных вложений - не только в закупку оборудования, но и в разработку новых материалов. "Наиболее перспективная стратегия состоит в том, чтобы создавать продукцию, которой еще нет на рынке, и формировать спрос на нее", - считает Андрей Епишкин, заместитель директора по продажам и маркетингу "Полиграфоформление-ФЛЕКСО". Примеры инноваций в производстве упаковки в России пока крайне немногочисленны. Единственным современным упаковочным материалом российского происхождения является ламинат "композит 17", разработанный специалистами ООО "Полиграфоформление-ФЛЕКСО". Кстати, этот пример доказывает, что рентабельность инвестиций в перспективные разработки очень высока. По словам Андрея Епишкина, благодаря новому материалу, объем продаж компании за два с половиной года увеличился в 40 раз. Важным фактором, стимулирующим качественное развитие местной упаковочной отрасли, может стать активизация в России крупных игроков мирового рынка. Многие из них достаточно давно присутствуют здесь в качестве импортеров и стремятся приблизить свои производства к рынку сбыта. В частности, о строительстве упаковочного завода в Великом Новгороде не так давно объявил австралийский концерн Amcor Rentch. Приход иностранных компаний повлияет на развитие местного рынка. С одной стороны, петербургские предприятия будут вынуждены заняться модернизацией технологических процессов, чтобы не проиграть сильным конкурентам. С другой стороны, найдутся компании, желающие выгодно продать свой бизнес иностранцам. Подобные прецеденты уже есть: австрийская компания Mayr-Melnhof (заметный игрок на мировом рынке картонной упаковки) недавно купила 100%-ный пакет акций ЗАО "Полиграфический центр Multiprint". Как сказал Андрей Коншин, "продажа акций крупному транснациональному игроку - уникальная для российской компании возможность привлечь инвестиции в собственное развитие". Инвестиции станут решающим фактором перехода петербургской упаковочной отрасли от количественного развития к модернизации технологий.
Источник: http://marketingmix.com.ua/
Страницы: 1 2 3
|
|
|
|
|