|
|
|
|
|
|
|
|
Остается добавить, что в некоторых случаях инвестиции в улучшение потребительских свойств продукта просто нерентабельны. Такая ситуация складывается на рынках, где достигнут определенный порог качества, соответствующий потребительским ожиданиям. Дальнейшее совершенствование продукта приведет к его существенному подорожанию, а большинство покупателей даже не заметят улучшений. В этих условиях выгоднее вкладывать средства в продвижение товара. Мнение покупателя о качестве продукта все больше становится результатом доверия к брэнду и сформированной идеологии потребления. Все это способствует тому, что компании постоянно увеличивают расходы на упаковку, обеспечивая ее производителям растущий рынок сбыта. Каждому свое. Наиболее динамично развивающимся сегментом упаковочной отрасли является продукция, изготавливаемая на основе полимеров. На нее, по оценкам специалистов, приходится больше половины рынка упаковки. Серьезным преимуществом полимеров по сравнению с некоторыми традиционными материалами (например, картоном и бумагой) являются высокие барьерные свойства, способные обеспечивать максимальную защиту продуктов от воздействия окружающей среды. Еще одна причина частичной переориентации потребителей упаковки на полимеры - их дешевизна, позволяющая товаропроизводителям максимально снижать себестоимость своей продукции. Кроме того, полимеры, что называется, технологически емкий сегмент - на этой основе можно практически бесконечно изобретать новые виды тары, в то время как ресурсы, скажем - стекла, ограничены. С появлением пластиковых бутылок из полиэтилентерефталата (ПЭТ), впервые представленных компанией DuPont около 30 лет назад, коренным образом изменилась ситуация на мировом рынке упаковки. Новая технология позволила товаропроизводителю совместить изготовление тары с процедурой разлива продукта и ощутимо снизить расходы на транспортировку. (На завод поставляются небольшие по размеру ПЭТ-преформы, из которых потом выдуваются готовые бутылки.) ПЭТ достаточно быстро и почти полностью вытеснил другие упаковочные материалы с рынков газированных напитков, растительного масла, минеральной и питьевой воды. В данный момент даже производители пива значительную часть своей продукции разливают в пластиковые бутылки. Одна из последних маркетинговых тенденций - экспансия ПЭТ на молочный рынок. При этом стоит отметить, что если пиво в пластиковой таре позиционируется как демократичный напиток, то молочные продукты в ПЭТ (главным образом - обогащенные и витаминизированные кефиры), напротив, воспринимаются покупателем как премиальные. Таким образом, на каждом из пищевых рынков сложилось свое восприятие упаковки - с точки зрения ценовых сегментов. Постепенно осваивают премиальную нишу и соки, разлитые в ПЭТ-тару. По данным исследовательской компании ACNielson, в 2003 году на российском рынке соки в ПЭТ уступали по темпам роста продаж только сокам в стеклянных бутылках. Заметим, что раньше в пластиковую тару разливались недорогие сокосодержащие напитки, а основные рекламные стратегии сводились к возможности купить больший объем напитка за меньшую цену. Сейчас такая упаковка используется для продвижения премиальных брэндов, например J7 и "Я", причем емкости для соков выбраны небольшие - их удобно держать в руке (в свое время ставку на небольшую удобную бутылку сделала Coca-Cola, и это долго считалось одним из ключевых маркетинговых преимуществ данной компании). Помимо ПЭТ, на отечественном пищевом рынке все популярнее становится упаковка шведской компании Tetra Pak. Хотя ноу-хау шведов - ламинат (сочетание различных материалов, позволяющее создать особый микроклимат внутри упаковки) - было предложено рынку еще в 1950-х годах, эта технология постоянно совершенствуется. Со временем к полиэтилену стали добавлять слой алюминиевой фольги, что обеспечило длительные сроки хранения продуктов при комнатной температуре. В России продукция Tetra Pak серьезно потеснила традиционные виды упаковки молочной продукции - стеклянные бутылки и полиэтиленовые пакеты. Если еще два года назад в полиэтиленовые пакеты разливалось порядка 40% производимого в стране молока, то сегодня их доля в упаковке продукции крупных отечественных производителей не превышает 20%. Молоко в стекле и вовсе становится экзотикой. Гибкая олигополия. Самой массовой на петербургском рынке сегодня является гибкая и картонная упаковка. Главные игроки в этих сегментах - полиграфические компании города. Изготовлением гибкой упаковки заняты такие крупные предприятия, как "Полиграфоформление-ФЛЕКСО" (одно из четырех подразделений холдинга "Полиграфоформление") и "Конфлекс СПб". Достаточно активно работают на местном рынке и московские компании - "Мультифлекс", Московский картонажно-полиграфический комбинат (МКПК), "Славника". На долю указанной пятерки в Петербурге приходится около 80% рынка гибкой упаковки. На рынке картона также лидируют несколько крупных полиграфических предприятий - "Полиграфоформление", ЗАО "Полиграфический центр Multiprint", типография "Индустрия цвета" и "Санкт-Петербургская образцовая типография". Совокупно они занимают порядка 85% городского рынка картонной упаковки. Практически все лидеры двух указанных сегментов переживали в последнее десятилетие быстрый количественный рост. Бум в упаковочной индустрии Петербурга начался в 1999 году: в течение трех лет этот рынок ежегодно увеличивался на 20%, при этом доля импорта постоянно сокращалась. К 2002 году работающие в Петербурге предприятия сумели отвоевать у иностранных конкурентов порядка 70% заказов. Постоянно развивая производственную базу, петербургские полиграфисты пришли к тому, что в настоящее время суммарные мощности их предприятий существенно превышают потребности продовольственного рынка города в упаковке. Загрузка крупных упаковочных производств в значительной степени обеспечивается заказами из других регионов. При этом мощности продолжают увеличиваться. "Каждый год на Северо-Западе появляются две-три современные печатные машины, - рассказывает Андрей Коншин, коммерческий директор ЗАО "Полиграфический центр Multiprint". - Одна такая машина способна производить 10-12 млн кондитерских коробок в месяц, что соответствует потребностям огромной фабрики".
Страницы: 1 2 3
|
|
|
|
|
|