|
По данным НАУЭТ, в России действует более 2500 интернет-магазинов. Основной оборот рынку придают крупные игроки, а также продажи b2b (business to business) больших заказов на электронных торговых площадках. Доля крупнейшего интернет-магазина - Ozon.ru составила в 2009 году примерно 4 - 5%. Около 50 из существующих интернет-точек - онлайновые представительства известных торговых компаний, которые, по подсчетам НАУЭТ, достигли совокупного оборота в 40 млрд руб. в 2008 году. Около 50 млрд руб. составили продажи 500 средних магазинов, остальные 20 млрд руб. - мелких интернет-продавцов.
Свои товары через Всемирную паутину в первую очередь начали реализовывать сети, торгующие электроникой и бытовой техникой: "М.Видео", "Техносила", "Эльдорадо", "Белый ветер", "Цифровой" и другие. Оборот интернет-магазина "Эльдорадо" в 2008 году равнялся 1,125 млрд руб. Предполагается, что рост в 2009-м составит 45% по сравнению с предыдущим годом, то есть выйдет на уровень 1,6 - 1,7 млрд руб. "Доля интернет-магазина в общем обороте "Эльдорадо" в 2008 году составляла 0,77%, а в первом полугодии 2009-го выросла до 2,9%", - говорит Константин Болгов. Конкурент "Эльдорадо" - сеть "М.видео" заявляла, что в первом полугодии 2009-го увеличила онлайн-оборот на 80%. При этом "М.видео" отмечает, что в тех городах, где компания ведет виртуальную торговлю (в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других), происходит плавное перетекание покупателей из традиционных магазинов в более дешевый Интернет. Рост продаж через Интернет у традиционных ритейлеров аналитики объясняют большей степенью доверия к ним. Потребитель, по всей видимости, полагает, что крупная и известная фирма не привезет "серый" или бракованный товар. А шопинг на сайте традиционного ритейлера обойдется дешевле на 5 - 25%, чем в его же офлайновых точках. При этом объемы покупок в Интернете растут на фоне общего падения спроса в стандартной рознице. По данным "Финам", продажи бытовой техники в ведущих сетях рухнули примерно на 40%. Чтобы увеличить объемы реализации, многие ритейлеры в кризис запускают услугу Pick-Up In Store - самовывоз товара, заказанного через Сеть. "Изначально такая услуга (киоски, пункты приема заказов и получения товара, в которых можно забрать забронированный по Интернету товар или же заказать его по каталогу) появилась у компьютерных ритейлеров, работавших в нише дискаунтера", - говорит Константин Болгов. Такие киоски развивают, к примеру, сеть по продаже бытовой техники и электроники "Юлмарт", интернет-магазин "Ситилинк", специализирующийся на реализации компьютерной техники, и ту же компанию "Эльдорадо". "Юлмарт" решил заняться этим проектом еще в самом начале года и уже успел открыть 9 "ларьков" по продаже бытовой техники и электроники. Сейчас действует 6 точек "Ситилинк-мини". Маленькая "лавка", площадь которой порой не превышает и 10 квадратных метров, требует минимальных инвестиций - всего несколько тысяч долларов, что позволяет обеспечить бизнесу развитие в кризис. В частности, "Эльдорадо" заявляет, что услуга Pick-Up In Store помогла компании сэкономить на открытии и поддержке региональных филиалов порядка $10 млн.
БИЗНЕС В ХОЛОДИЛЬНИКЕ Кроме крупных ритейлеров, торговлей в Интернете занимается множество фирм, которые продают свою продукцию исключительно онлайн. Пример одного из таких магазинов бытовой техники - сайт "Холодильник.ру", принадлежащий компании "Эдил". Эта фирма начинала с оптовой торговли и имела несколько небольших магазинов по продаже бытовой техники. Однако в 2000 - 2002 гг. конкуренция на рынке стала возрастать, в больших городах весьма активно наступали крупные ритейлеры, соперничать с федеральными игроками оптовику, имеющему 3-4 мелкие точки, стало сложно. У "Эдил" не было таких же финансовых возможностей, как у "М.видео" или "Техносилы", поэтому руководство решило сосредоточиться на интернет-торговле. "Мы считаем, что это решение было удачным. Наш оборот в 2008 году составил $48 млн", - говорит генеральный директор "Холодильник.ру" Андрей Аристов. Это, конечно, не сравнить с выручкой офлайновых сетевых проектов. Тем не менее компания входит в тройку лидеров по продажам бытовой техники в Интернете.
Хотя онлайн-магазины бытовой техники не тратятся на аренду помещений, их рентабельность не выше, чем у офлайновых. Полноценный виртуальный магазин имеет склад, парк машин, а также занимается продвижением в Сети, при этом цена товара ниже, чем в офлайне. "Интернет-торговля - это среда идеальной конкуренции, ты никогда не сможешь дать первую цену, всегда найдется какой-то мелкий игрок, который не тратится на склад. Получив заказ, он поедет к дистрибьютору брать у него товар, за счет чего возрастет, разумеется, время доставки. Кроме того, на рынке есть и "серый" импорт, а также восстановленная техника", - поясняет представитель "Холодильник.ру". Инвестиции в создание полноценного онлайн-магазина, который продавал бы электронику и бытовую технику, по мнению Антона Пермогорова, руководителя направления интернет-продаж "Эльдорадо", могут составлять около $250 000 на начальном этапе. Эти деньги нужны для разработки сайта и информационных систем компании, закупки оборудования, также требуется учесть вознаграждение персонала до момента запуска и затраты на рекламу при открытии. "В течение следующих нескольких лет понадобятся дополнительные вложения в развитие проекта - от $0,5 млн до нескольких миллионов долларов, в зависимости от поставленных целей и задач", - говорит Пермогоров.
Такие серьезные инвестиции в интернет-магазин - скорее исключение. Мелкая розница в Сети - это, как правило, индивидуальные предприниматели, на которых работают 5-6 человек. По оценкам НАУЭТ, оборот таких магазинчиков в среднем составляет около 5 млн руб. в год. По словам аналитика "Финам" Татьяны Меньковой, при создании небольшого проекта инвестиции в открытие минимальны. "Можно купить "оболочку", уже готовый интернет-магазин; это $1000 - $3000. А можно разработать собственный эксклюзивный вариант, например, с калькулятором для расчета стоимости покупок; $10 000 - $20 000", - говорит аналитик. Такие вложения будут считаться основными, так как штат можно ограничить парой сотрудников на домашнем телефоне, сэкономив таким образом на офисе, плюс старенькую "Газель" одолжить у соседа. Но сложно не столько открыть интернет-магазин, сколько найти правильный сегмент, который востребован клиентами и еще не занят соперниками. Андрей Аристов полагает, что запускать новый проект в сфере бытовой техники и электроники сейчас практически бессмысленно. Новичку придется отыскать и предложить какой-нибудь совсем уж эксклюзив, которого нет у конкурентов. Некоторые справляются с проблемой, торгуя "серым" импортом. "Например, в начале года в интернет-магазинах было много предложений смартфона Nokia 5800 без заключения Ростеста, аппарат не имел гарантии. Затем шла активная продажа китайского телефона Nokla, который путают с Nokia", - говорит Константин Болгов.
Страницы: 1 2 3 4 5
|
|
|
|
|