|
Кто сказал, что вернуться назад в прошлое невозможно?! Другой вопрос: Зачем нам это надо? Сейчас чаще всего слышишь: откуда в России может появиться система внутренних коммуникаций, если опыта в их построении у нас нет. Безусловно, в какой-то мере это так. Современные российские компании лишь начинают делать первые шаги в создании коммуникаций внутри компании, обращаясь к опыту зарубежных стран (в частности США и Японии). Но как чаще всего бывает, особенно в нашей стране, опыт прошлых лет, впрочем, как и прошлое вообще, российские предприниматели стараются забыть. Да, да, многие просто не хотят вспомнить, как было там, в СССР, в далекие времена. И зря! Ведь все новое - это хорошо забытое старое! Многие исследователи абсолютно уверены, что работник в советское время 'это 'винтик" производственной системы, главная функция которого под воздействием 'кнута" и 'пряника" с энтузиазмом выполнять партийно-государственные решения'. Под таким давлением народ потерял интерес к труду и умения качественно работать, появилась бюрократия. Да, безусловно, были и негативные черты в ту эпоху, но ведь было и неиссякаемое желание трудиться на благо Родины, была вера в пользу, которую приносит твой труд. Поэтому, наверное, целесообразно, не в десятый раз разбирать недостатки Советской системы, а попытаться проанализировать, что же мы сможем извлечь из этого опыта. В советских внутренних коммуникациях большое внимание уделялось созданию командного духа на предприятии, формированию чувства принадлежности к организации. На предприятии понятия 'мое' и 'наше' сливается в одно. Здесь немаловажную роль играют: - Эмоциональная заряженность (лозунги, плакаты, соревнование).
- Внимание к неформальным коммуникациям (наставничество, вечера встреч, доска объявлений).
Эмоциональная заряженность Марк Твен когда-то сказал: 'Эмоции - один из самых трудоемких в изготовлении видов материи. Легче изготовить семь фактов, чем одну эмоцию'. С этой истиной нельзя не согласится, впрочем, как и нельзя не признать, что система пропаганды в СССР - отлично справлялась с этой задачей. Почему же так важно заразить сотрудника эмоцией, идеей? Для внутренних коммуникаций важнейшая цель - поддержание 'корпоративного духа' в организации. Создание атмосферы 'большой и дружной семьи' невозможно без обращения к чувствам и эмоциям ваших сотрудников. Это являлось неопровержимой истиной в советских внутренних коммуникациях. Соревнования Различные виды соревнований на предприятии в СССР рассматривались как 'мощные ускорители эффективности производства'. Проводились конкурсы на звание лучшего в своей профессии или за экономию различных ресурсов и рабочего времени, устраивались даже соревнования уборщиц (звучит, конечно, смешно, но зато на предприятии - идеальная чистота, а уборщица чувствует себя важным человеком в организации, который вносит вклад в общее дело). В таких конкурсах с удовольствием принимали участия рабочие, особенно молодые ребята, которые только пришли на предприятие. За победу полагались грамоты, ощутимые премии, имена победителей заносились на Доску Почета, в книгу Почета, объявлялись благодарности, присваивались почетные звание. Согласитесь, соревнования выполняют довольно большую стимулирующую роль. Удовлетворяется потребности рабочих в самоуважении и уважении со стороны других. Личные результаты отмечаются публично - отсюда гордость за себя, свою работу, за предприятие, которое ценит твои успехи. Кроме этого, соревнования повышают командный дух в коллективе, позволяют лучше узнать друг друга.
Плакат Еще один пункт, который хотелось бы отметить - это роль плаката в советских внутренних коммуникациях. 'Ни один вид изобразительного искусства не является в такой мере действенным, как плакат... Он негодует, бичует, разъясняет, увлекает к действию, раскрывая задачи... Он воспитывает массы' 1 . Плакаты висели практически на всех предприятиях, призывая выполнить работу качественно и досрочно, воспитывая рабочих, объясняя им правила безопасности и т.п.
Страницы: 1 2 3
|
|
|
|
|