|
Плакат действовал на зрителя не только и не столько текстовым пояснением, сколько эмоциональной художественной выразительностью, она точнее и быстрее воспринимается и прочнее запоминается. Многие из плакатов того времени и по сей день являются шедеврами изобразительного искусства. Конечно, большинство из них содержали в себе идеологическую окраску, но не это главное. Главное - та способность заражать идеей и воздавать настроение. Основная цель - заставить зрителя обратить внимание на плакат, заставить его остановиться хоть на мгновение и просмотреть, прочитать, понять и запомнить. Для этого плакат должен действовать как выстрел, восприниматься и прочитываться как с одного взгляда. Нельзя допустить, чтобы зритель ломал себе голову и осмысливал текст. Все должно быть просто и понятно с первого взгляда. Этой задаче подчиняется весь композиционный строй, все изобразительные элементы, включая и рисунок, и цвет, и короткий звучный текст, органически включенный в композицию. Советский художник-плакатист Дени сформулировал данное правило в стихах: Плакат не есть длинное чтиво, Отнеситесь к зрителю бережно, учтиво... Взглянул зритель и мыслью объят, Вот это и есть плакат. Если же рассматривать плакат как средство коммуникации, то он является одним из эффективнейших способов влияния на широкие массы. Плакат, конечно же, не может соперничать с периодической печатью, радио и тем более телевидением из-за сравнительно малой пропускной способности коммуникационного канала. Он заметно уступает им по мобильности, охвату аудитории, глубине освещения вопросов. Но, сочетая в себе образное содержание с художественной выразительностью, рисованная информация оказывается способной глубоко проникать в сознание аудитории, приобщать общество к какому-то событию, формировать дух сплоченности, заражать лозунгами. Плакат обладает даже некоторыми преимуществами по сравнению с другими средствами коммуникации. В условиях постоянного дефицита времени и нарастающей эмоциональной напряженности, которыми характеризуется жизнь современных людей, рисованная информация легко преодолевает различные психологические барьеры, создаваемые усталостью, предубеждением или просто невниманием. Он удовлетворяет естественную потребность человека в эстетическом наслаждении, ярко окрашенных эмоциях, которые дает восприятие и умственная переработка изобразительной информации.
Внимание к неформальным коммуникациям Наряду с экономическими интересами (заработная плата, льготы) человеком движут и социальные: командный дух, стремление к творчеству и самовыражению, чувство ответственности и т.п. Это хорошо понимали на советских предприятиях. Для работника важно не только получать высокую и стабильную заработную плату, но и просто общаться и чувствовать себя на работе как дома. Поэтому поощрялось проведение различных сплачивающих коллектив (сотрудников и руководителей в том числе) мероприятий: спортивные состязания, выезды за город, экскурсии, концерты и т.д. К воздействию на неформальные коммуникации можно отнести создание благоприятного климата на предприятии и наставничество.
Создание благоприятного климата Формированию благоприятного климата на предприятии уделялось особое внимание. Вот, что мы можем прочесть в одной из книг того времени: 'Социально-психологический климат выражается в степени развития внутриколлективных связей, в которых отражаются ценностные ориентации и установки работников по отношению к своему коллективу в целом. Социально-психологический климат способствует заинтересованному и активному участию членов трудового коллектива в решении поставленных перед ним задач' 2 . Приводится в этой книге и пример улучшения социально - психологического климата. В объединении 'Днепрошина' была создана служба хорошего настроения под названием 'Социально-психологический центр', в задачу которого входило изучение общественного мнения по актуальным для коллектива вопросам, регулирование служебных взаимоотношений и психологического микроклимата. На выходе из проходной были установлены ящички, в которых хранились специальные карточки. Каждый желающий записывал в одной из них суть просьбы, проблемы, конфликта или причины своего плохого настроения, а также какую помощь он бы хотел получить. По этим же вопросам можно было обратиться лично по телефону и получить ответ профессионального психолога. Служба оказалась высокоэффективной в 95 случаях из 100 в той или иной форме вопрос решался, давались аргументированные ответы и принимались оперативные меры. Наставничество
Страницы: 1 2 3
|
|
|
|
|