|
Кризис не помешал электронной коммерции в Рунете сохранить двузначные показатели роста
Кризис не помешал электронной коммерции в Рунете сохранить двузначные показатели роста. Но догнать Запад пока не получается. Россия повторяет американский путь развития интернет-продаж с отставанием в несколько лет. Прошло 14 лет с момента создания программистом Пьером Омидьяром самого популярного в мире интернет-аукциона eBay. Первым предметом, проданным с помощью этого сайта, стала неисправная лазерная указка самого разработчика, которую купили за $13,83. На eBay можно найти практически все - от авианосцев до содержимого мусорной корзины, от 50 000-летних останков мамонта до невинности. Самый дорогой лот ушел на eBay за 5 млн фунтов стерлингов - это рукопись Шекспира, пережившая великий пожар в Лондоне. А в 2005 году жительница штата Юта продала право навсегда вытатуировать себе на лбу любую рекламу за $10 000. Свою девственность, кстати, предприимчивые барышни готовы отдать по самой разной цене - кто-то за несколько тысяч долларов, а кто-то за три миллиона. В последнее время популярными лотами стали встречи с различными известными людьми. За обед с Уорреном Баффетом, например, в 2008 году заплатили $2 110 100.
Популярность eBay подтверждается и финансовыми результатами. В III квартале прошлого года выручка компании составила $2,2 млрд, что на $120,3 млн больше, чем за тот же период 2008-го. Если в 2001-м рыночная капитализация eBay оценивалась в $17,2 млрд, на 19 января 2010-го она составила $29,05 млрд. В среднем этот сайт посещают более 80 млн пользователей каждый месяц. Выручка второго гиганта мировой онлайн-торговли - Amazon.com за 2008 год равняется $19 млрд. А аукционы и магазины лидирующей в Китае компании Alibaba Group, занимающейся интернет-продажами, доложили о 131-процентном росте объема денежных операций в феврале 2009-го по сравнению с предыдущим годом. Показательно, что в конце 2009-го eBay открыл русскоязычную версию и даже нанял PR-агентство в России. Правда, официального анонса о выходе на рынок пока не последовало. Вероятно, это случится в новом году. В любом случае это знак того, что отечественный рынок электронной коммерции становится более зрелым и привлекательным для инвесторов.
Российские онлайн-магазины пока далеки от рекордов. Но в нашей стране виртуальная торговля также развивается очень быстро. В 2008 году оборот крупнейшего интернет-магазина Рунета - Ozon.ru вырос на 55% и достиг $102,4 млн. А в первом квартале 2009-го, несмотря на кризис, оборот прибавил 33% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Конечно, суммы, расходуемые в Рунете, гораздо скромнее, чем на Западе. Карандаш Владимира Путина, которым он делал заметки на одной из пресс-конференций, ушел с молотка за $1025. А комплект из веревки, на которой повесился Сергей Есенин, медальона с локоном волос, срезанным матерью поэта после его смерти, а также его портрета в гробу, написанного художником Иосифом Левиным, продавали за 900 000 руб. Домик Геннадия Зюганова в селе Мымрино Орловской области выставлялся на электронных торгах за $50 000. А девушка из Омска продала свою невинность всего за $10 000, которых, по ее мнению, должно хватить на переезд в Москву и обучение на актрису. ПОДАЛИСЬ В ВИРТУАЛЫ Виртуальные продажи в России повторяют западный путь развития с отставанием в несколько лет и в значительно меньших масштабах. По подсчетам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), розничная онлайн-торговля достигла 110 млрд руб. уже в 2008 году, показав прирост в 35%. Плюс к этому 14,27 млрд руб. составил оборот государственных электронных аукционов. "За 9 месяцев прошлого года продажи в традиционной рознице в рублевом эквиваленте снизились на 5,5%. И одновременно за тот же период заметен подъем продаж товаров в Интернете. Компании дают разные данные роста продаж - в среднем от 15 до 60%. Обобщить сведения по такому рынку сложно, но можно утверждать, что интернет-торговля чувствует себя в кризис лучше, чем привычная розница", - говорит Константин Болгов, советник по информационно-аналитическому обеспечению и риск-менеджменту группы NIX, которая занимается онлайн-торговлей электроникой и недавно проводила исследование этого рынка. "В 2008 году, согласно нашим данным, около 8% пользователей регулярно (хотя бы раз в месяц) осуществляли покупки через интернет-магазины. Рост рынка интернет-торговли за 2008 год составил около 35%. В 2009-м, несмотря на кризис, мы предполагаем около 15% роста в рублях", - отмечают в пресс-службе Philips. По оценкам "Финам", сегмент продаж в Сети вырос в 2009 году не менее чем на 20% в рублевом эквиваленте.
Увеличение объемов рынка происходит, несмотря на кризис, и достигается за счет нескольких факторов. Во-первых, растет аудитория Рунета вместе с проникновением широкополосного доступа. Во-вторых, пользователи проявляют все больший интерес к онлайновому шопингу, осваивают платежные системы. Появились даже люди, страдающие интернет-шопоголизмом, просиживающие часы в Сети и скупающие массу бесполезных вещей. В итоге с начала 2009 года обороты некоторых магазинов выросли на 20 - 50%.
На российском профильном рынке существует несколько аукционов, магазинов розничных офлайновых сетей и множество мелких интернет-магазинов, которые специализируются на продажах исключительно в Сети. Основная масса торговых площадок в Рунете - неорганизованная розница. Любой школьник при желании и некоторых способностях сейчас может открыть свой сайт и продавать там все, что угодно. Государство пока не оказывает давления на этот сектор экономики. Поэтому правила, которые отражены в федеральном законе "Об электронной торговле", выполняет меньшинство интернет-магазинов. Так, например, на сайте обязательно должен быть указан физический адрес компании. Но если свои картины сбывает вольный художник, то адреса он конечно же не указывает. И это не единственное нарушение.
Страницы: 1 2 3 4 5
|
|
|
|
|