|
|
|
|
|
|
|
|
Иногда при проведении сложных акций в расходы может быть внесена оплата за прохождение промоутерами нескольких тренингов. Но такое случается крайне редко - привыкла страна к бесплатному обучению.
Ставки промоутера и супервайзера являются общими индикаторами цен для рынка BTL. Обычно по ставкам промо-персонала сравнивают ценовой уровень агентств или отдельных регионов.
При подготовке бюджета нужно учитывать, что расценки на промо-персонал значительно отличаются в Москве, Санкт-Петербурге и регионах. При этом в небольших региональных городах цены на промоутеров будут процентов на 20 ниже, чем в городах-миллионниках. При работе с крупными сетевыми агентствами разница цен на промо-персонал в разных регионах обычно нивелируется.
Призы и подарки
В зависимости от механики акции величина затрат на призы и подарки может колебаться от 10 до 40 процентов от общей сметы. В последнее время стоимость подарков демонстрирует явную тенденцию к повышению - искушенного потребителя уже не заманишь малыми дарами.
Самыми затратными для компании являются акции с гарантированными подарками. 'Купи три упаковки и получи в подарок чудо-сумку' - столь щедрый посул потребителю выливается в большие издержки. Менее затратна механика, предусматривающая накопление большого количества свидетельств покупки. Покупателю предлагается собрать 10-20-30 этикеток (пробок, логотипов) с упаковок и уже потом получить подарок.
Меньше всего денег тратится на акции с большим количеством дорогих призов. Разыграть машину на миллион потребителей стоит гораздо дешевле, чем потратиться на пустяковый долларовый сувенир каждому.
Естественно, обратной стороной удешевления механики является снижение количества привлеченных потребителей. Но это тема уже отдельного разговора. Вернемся к призам и подаркам. В их стоимость входят, помимо собственно приобретения или изготовления, также дизайн и конструирование, брендирование - нанесение логотипа продвигаемой марки, транспортировка приза до центрального распределительного склада промо-акции.
POSM, промо-оборудование, промо-форма
Как будет выглядеть промо-акция в глазах покупателей - вопрос не праздный. Потребитель хочет видеть нарядного промоутера в оригинальном костюме с красочным буклетом в руках и огромным плакатом за спиной. Точнее, потребитель увидит только такого промоутера.
Внешняя красота также стоит денег. Для большинства акций расходы на промо-форму, оборудование и POS-материалы составляют от 5 до 20 процентов бюджета. Столь широкий разброс объясняется многообразием имеющихся на рынке вариантов оформления. Например, стандартный комплект формы: куртка, брюки, кепка может стоить при большом тираже 80 долларов, а вот эксклюзивный вариант, стилизованный под исторический костюм, может потянуть и на все 300 долларов. Аналогично обстоит дело с промо-стойками. Стандартный вариант 'потянет' на 90-100 долларов. Но все реже и реже компании соблазняются типовой пластиковой конструкцией. А оригинальность и, кстати, долговечность, стоят больших денег.
Комиссия агентства
Эта строка сметы обычно составляет 10 процентов от общего бюджета акции. Для крупных акций комиссия иногда может быть снижена до 7-8 процентов. Небольшие, но трудозатратные акции оцениваются многими агентствами в 15-20-25 процентов от бюджета.
Мелкие агентства включают в понятие 'комиссия' все свои организационные расходы и затраты, основная же рентабельность прячется в прочих расходных статьях. Агентства зарабатывают и на персонале, и на скидках от производителей сувениров, призов, подарков. Агентства крупные выносят за рамки понятия 'комиссия' оплату труда своих штатных сотрудников, накладные расходы, нередко отдельно оценивается стоимость творческих разработок. Если агентство выделяет такие расходы, то и называются они обычно менеджментом проекта.
Логистика
Логистика проекта - это всякого рода перевозки, погрузки и транспортировки. При проведении локальных акций эта статья расходов стремится к нулю. Возить особо нечего и некуда. Две-три коробки призов не займут много места в переговорной, да и привезти их от заказчика можно на машине супервайзера.
Другое дело - межрегиональные акции. При организации больших проектов логистика в проекте может вырасти от 5 до 10 процентов от бюджета. И ничего с этим не попишешь - как правило грузы по городам и весям развозятся из Москвы, а то и рассылаются экспресс-почтой. Особенно велика доля логистики при организации road-show - путешествующего праздника для нескольких городов. Это связано с большим объемом перевозимых грузов (приходится везти и сцену, и аттракционы для потребителей), затратами на командировку персонала, необходимостью страховать груз и людей.
Накладные и непредвиденные расходы
Самая туманная для клиента статья. Тем не менее она вполне реальна. BTL - бизнес, где очень любят возникать расходы на тиражирование бланков, дополнительную телефонную связь и пр.
Обычно величина накладных расходов колеблется в пределах трех-пяти процентов от бюджета проекта.
Оплата мест торговой сети
Вот уже года три розничная торговля любого формата продает право на проведение промо-акций на своей территории. В регионах еще можно найти 'бесплатные магазины', а вот в Москве и Санкт-Петербурге все они уже давно занесены в 'книгу памяти' как исчезнувший вид. В зависимости от престижности и проходимости магазина стоимость оплаты про-мо-места может варьироваться в широких пределах. В общей графе расходов оплата промо-мест при проведении акций, рассчитанный на конечных потребителей, может составлять от 10 до 15 процентов общего бюджета.
При беглом взгляде на этот расклад нет-нет да и закрадется мысль: там 2 процента, здесь 12 - как все просто. Срисовал схему, взял на вооружение и подписал бюджет. Однако на деле не все так гладко. Если есть плюс, должен быть и минус; если есть 'развернутый' бюджет, не грех появиться и 'плавающему'.
Страницы: 1 2 3
|
|
|
|
|
|