|
Продакшен-студии и BTL-агентства пытаются изменить систему постоплаты услуг
Желание большинства рекламодателей снимать ролики и проводить BTL-акции по постоплате выливается в то, что подрядчикам приходится кредитовать производство. Но в условиях мирового финансового кризиса делать такие 'подарки' становится сложнее
'У одного из наших постоянных клиентов, крупного представителя автомобильной промышленности, планировалось мероприятие, - рассказывает Юлия Ястребова, управляющий партнер группы Ark Scholz & Friends Marketing Communications Group. - Агентство выиграло тендер на этот event, сформировало рабочую группу, которая провела большую работу по разработке оригинальной концепции и непростой логистике мероприятия, заключило договоры с подрядчиками, была подписана смета на работы. Но за несколько дней до начала рекламной активности, когда агентство должно было осуществлять предоплаты подрядчикам, представители компании (ранее - всегда адекватные в обсуждении сроков проплат) вдруг заявили, что отказываются от такой формы сотрудничества'. Объяснение было лаконичным: 'Изменилась ситуация, и мы теперь будем работать только на условиях постоплаты'. Не пошел заказчик и на компромисс, который предлагали менеджеры проекта. 'В итоге мы отказались работать на таких условиях, - говорит Ястребова. - Клиенту пришлось проводить мероприятие своими силами'. Подобная ситуация знакома многим BTL-агентствам, правда, зачастую не у всех хватает материальных и моральных ресурсов для того, чтобы сказать клиенту 'нет'.
Практика постоплаты BTL-агентствам и продакшен-студи-ям возникла около трех лет назад. В разных компаниях называют своих 'возмутителей спокойствия', но сходятся в одном - все они законодатели маркетинговой моды, крупнейшие западные производители FMCG-сектора. Лепту внесли и креативные агентства, которые, не желая терять заказы, уговаривали своих подрядчиков переходить на новую систему оплаты. Но если раньше по такому принципу работало 30% компаний, то теперь практически 80% заказчиков перечисляют все деньги по факту выполненных работ. 'Клиенты нам диктуют правила, которые мы все вынуждены соблюдать. Это со временем становится нормой и трансформируется в нашу точку зрения: если еще два года назад мы бы сказали 'такого не может быть', сегодня мы спрашиваем 'А какой срок постоплаты вы предлагаете?', - замечает Ястребова. - И это в корне неправильно, так как при выборе агентства приоритетной становится финансовая составляющая и возможность кредитовать клиента'. По ее словам, агентство уже не рассматривают как команду профессионалов, у которых есть талант, идеи, опыт, а относятся как к финансовому институту, который может прокредитовать программы заказчика, приносящие ему прибыль. 'Мы всегда готовы понять ситуацию и пойти навстречу, чтобы оптимизировать расходы или повысить эффективность кампаний, но не кредитовать на миллионы по умолчанию', - говорит она.
'С одной стороны, такая расстановка сил на рынке объяснима: возрастают требования, увеличиваются объемы бюджетов, клиент хочет видеть результат, прежде чем платить за него, - рассуждает Сергей Кочуров, председатель совета директоров Unionlinx Group. - С другой - оборотные средства агентства, за счет которых приходится проводить проекты, ограниченны, особенно теперь - в условиях роста кредитных ставок'.
Впрочем, дело не только в кредитных ставках. Некоторые банки уже отказались от сотрудничества с малыми и средними компаниями, признав такие сделки в условиях нестабильной экономической ситуации высокорисковыми. Пока весь драматизм ситуации предприниматели ощутили преимущественно в регионах, но 'штормит' и столичный рынок. 'В отличие от многих банков, ВТБ 24 продолжает финансировать клиентов малого бизнеса, - говорит Сергей Сучков, директор департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ 24. - Фондирование для банков стало дороже, поэтому ставки по кредитам пришлось увеличить, мы исключением не стали. Необходимо понимать, что в текущих условиях любому банку приходится более тщательно анализировать потенциальных заемщиков, желающих получить кредит, но мы прикладываем все усилия, для того чтобы клиентам было по-прежнему удобно с нами работать и рассмотрение заявки на кредит проходило в максимально короткие сроки'.
Тем не менее участники рынка уже успели ощутить на себе возросшее недоверие со стороны финансовых институтов. По словам исполнительного директора Chilli Films Ильи Клюева, получить кредит стало почти невозможно, так как многие банки находятся в ожидании и занимаются в основном возвратом долгов от заемщиков, а также обслуживанием собственных долговых обязательств. 'Какого-то предложения от банков по условиям кредитования, скорее всего, можно ожидать только после нового года, - считает он. - А в сложившейся ситуации необходимо договариваться с клиентом о частичном кредитовании (например, 50×50), либо о полной предоплате. Кредитовать производство за счет собственных активов сейчас довольно рискованно, тем более на три или более месяцев'.
на черный день 'К практике постоплаты BTL-проектов в целом чаще прибегают очень крупные клиенты с мировым именем. Считается, что само имя клиента может служить гарантией исполнения обязательств перед агентством, - отмечает Евгения Скрипка, BTL-директор РА Magic Box. - Но даже с очень крупными клиентами, которые привыкли 'продвигать в агентствах свои условия, можно договориться, предложив им схему поэтапного выделения средств на проект'.
Но готовы ли рекламодатели идти на уступки своим подрядчикам? Похоже, нет. Пока на рынке появилась информация лишь об одной сделке 'в пользу' продакшена и BTL-агентства: Nestle, находившаяся в числе клиентов, работавших по 100%-й постоплате, перешла на форму расчета 50×50. Правда, в самой компании комментарии дать отказались, не стали делиться своими планами по поводу возможных изменений в условиях договора подряда и другие крупные игроки. Впрочем, вероятно, по причине противоположной - компаниями движут далеко не 'идеи гуманизма'.
Страницы: 1 2 3
|
|
|
|
|