|
PR-специалисты, работающие в российских энергетических компаниях, в своей деятельности вынуждены учитывать ряд аксиом: - Момент спонтанного вспоминания о существовании энергетиков обычно является для нормального человека кризисным или негативно окрашенным. Про энергетиков вспоминают, когда током кого-то убило, телевизор выключился на самом интересном месте, дома батареи ни черта не греют или монополисты в очередной раз бессовестно повысили тарифы и т.д. То, что остальные 99,9% времени тысячи энергопрофессионалов вполне успешно управляют тысячами метров теплотрасс, десятками турбин, котлов и прочих ТП, ПГУ и ЛЭП, никого не интересует. Горит лампа - и пусть горит. И это правильно, потому что никто энергетиков цепью к ТЭЦ не приковывал, и они работают не за славу и людскую благодарность, а за деньги. Зачем нам нужно о них думать?
- Хотя тепловая и электрическая энергия с точки зрения ее производителей является таким же товаром, как колбаса, в сознании значительной части покупателей этого товара она выглядит скорее услугой или даже неотъемлемым правом человека в современной цивилизации вне зависимости от его платежной дисциплины и сложившихся условий. Значительная часть общества уверена в примате обязанности энергомонополиста обеспечивать энергетические потребности потребителя над обязанностью потребителя за это регулярно платить. Уверен, что не все читатели журнала оплачивают полученную энергию ежемесячно. То есть маленькому даются послабления в поведении, а большому - нет. 'Отключили, сволочи!' или 'Ураган - ураганом, а надо было предусмотреть!'. Монополист несет больше обязанностей перед обществом потому, что он действительно монополист, и общество от него сильно зависит.
Одним из следствий названных аксиом является то, что для улучшения имиджа энергокомпаний недостаточно просто рассказывать о них и о важности и ответственности их работы. Массовой аудитории это не нужно и скучно. Массовая аудитория будет рада получить только полезные и интересные сведения, это давно известно в теории массовой коммуникации. Если у энергокомпании не хватает средств для настойчивой и массированной пропаганды своей важной роли в жизни общества, то она должна ориентироваться на запросы аудитории и распространять свою информацию в соответствии с этими запросами. Полезные сведения распространяются через СМИ обычно легко: с нового года изменится тариф, завтра включат горячую воду, дивиденды по акциям РАО 'ЕЭС России' составят Х рублей, а курс их уменьшился на : и т.д. А информацию не очень полезную для аудитории, но в восприятии которой заинтересована сама компания, проще распространять как интересную. Только так можно надеяться на то, что она будет расходиться без продавливания ее в СМИ денежным поршнем. Как известно, одним из способов красивой упаковки своих тезисов является привязка их к вечным ценностям культуры, искусства и истории. Многие российские энергокомпании успешно пользовались этим приемом в своей работе. В пресс-службе 'Самараэнерго' с 2000 года начала работать под руководством И.М.Сурковой команда людей, которая применяла этот подход неоднократно. Костяк этой команды позже работал в 'Средневолжской межрегиональной управляющей энергетической компании', а сейчас работает в 'Волжской территориальной генерирующей компании', которая управляет электростанциями и тепловыми сетями в четырех регионах Поволжья и Южного Урала. Несколько кейсов из работы нашей команды, отмеченной дипломами профессиональных конкурсов 'Серебряный лучник', 'Белое крыло', 'IPRA PRoba', 'Большой круг' и 'ПЕГАЗ' вошли в эту статью.
Кейс N 1. Запрячь динозавра Летом 2003 года к генеральному директору 'Средневолжской межрегиональной управляющей энергетической компании' Владимиру Аветисяну с просьбой о спонсорской помощи обратился Палеонтологический институт Российской Академии Наук. Ученым хотелось провести мониторинг палеонтологических памятников, расположенных на бескрайних просторах Самарской, Саратовской и Ульяновской областей. Дело в том, что стандартный палеонтологический памятник, где велика вероятность найти кости, зубы и прочие составные части доисторических животных представляет собой обычно овраг или поле. Если по такому памятнику ходят коровы, то особого ущерба ему нет, но если на его территории начинают строить коттеджи, тянуть газопроводы или его просто постоянно перепахивают, то палеонтологической науке это на пользу не идет. Теоретически 'овражные памятники' еще с советских времен начало бдительно охранять государство, но на практике палеонтологи могут понять, что происходит с залежами ценных ископаемых, только если сами приедут на место и посмотрят, цел ли еще их заветный овраг. Денег на организацию многодневных вояжей, естественно, не хватает. Их и попросили у компании СМУЭК, которая тогда управляла 'Самараэнерго', 'Саратовэнерго' и 'Ульяновскэнерго'. Энергетики очень сочувствовали нуждам палеонтологической науки, однако помочь материально ученым не могли. В этот момент шли выборы в Думу и одной из модных тем кандидатов была борьба с завышенными энерготарифами. Более того, в указанных областях политиками были инициированы судебные дела о пересмотре тарифов. Какая уж в этих условиях спонсорская помощь? Если бы о ней стало известно, то это дало бы оппонентам энергетиков еще один аргумент для обвинения в завышении тарифов. 'Жируют за счет потребителей! Даже на динозавров хватает, а с нас сколько дерут!' А между тем тарифы для 'Самараэнерго', как и для других энергомонополистов, всегда устанавливал государственный регулирующий орган - Федеральная служба по тарифам. Политикам, естественно, эта информация была не интересна, да и в СМИ особого интереса данные сведения тоже не вызывали. Однако и столь редких и потенциально-заметных свидетелей социальной ответственности энергетиков, как динозавры, терять было нельзя. В итоге отдел по связям с общественностью СМУЭК распространил по СМИ следующую информацию: палеонтологи обратились за помощью, но тарифы нам устанавливает государство. Что бы ни говорили нечистоплотные политиканы, но федеральные регулирующие организации жировать нам не дают, поэтому денег на спонсорство у нас нет. Но мы сочувствуем палеонтологам и сильно чувствуем свою социальную ответственность перед грядущими поколениями, поэтому придумали, как помочь. Наши специалисты, обслуживающие электрические сети, все равно регулярно осматривают ЛЭП на предмет сохранности. Вблизи палеонтологических памятников тоже есть ЛЭП, потому что ЛЭП есть везде, и ради блага потребителей мы их постоянно осматриваем и чиним. Поэтому пусть палеонтологи приезжают, а наши обходчики будут их брать с собой на своих служебных ГАЗиках. Высадят у необходимых оврагов с утра, а вечером на обратном пути заберут. А поскольку у сетевиков есть в степях и ремонтные базы, то и переночевать ученым найдется где. Естественно, такая информация прессе понравилась.
Страницы: 1 2 3 4 5
|
|
|
|
|