|
На основании изученных механизмов и эффектов нами была разработана и описана группа приемов психологического влияния, широко применяемых, как в коммуникациях при продвижении, так и в обыденной практике делового PR-общения. Действие этих приемов основано на особенностях психологии восприятия человека. Основываясь на теоретических и практических технологиях, мы предприняли попытку выделения следующих техник или групп приемов психологического влияния в маркетинговых коммуникациях. На основании изученных механизмов и эффектов нами была разработана и описана группа приемов психологического влияния, широко применяемых, как в коммуникациях при продвижении, так и в обыденной практике делового PR-общения. Действие этих приемов основано на особенностях психологии восприятия человека. На основании существующих теоретических представлений и практических технологий мы предприняли попытку выделения следующих техник или групп приемов психологического влияния в маркетинговых коммуникациях. 1. Техника отвлечения - 'дымовой завесы'. Состоит в том, что второстепенная, но сенсационная, эмоционально окрашенная информация отвлекает внимание от информации существенной, важной, но нежелательной для инициатора. Применяется для того, чтобы отвлечь внимание аудитории от важной, но неугодной инициаторам информации с помощью другой информации, поданной в максимально сенсационной форме. При этом создается отвлекающая эмоциональная доминанта. 2. Техника дефрагментации - 'белого шума' (прием 'потока сознания'). Состоит в подаче информации единым потоком, так что какую-либо тенденцию уловить довольно сложно, а массовому сознанию - практически невозможно. Максимальным выражением фрагментации служит прием снижения восприятия фактов подачей такого количества новостей, когда становится невозможным сделать их сортировку путем создания: - обилия разнородных комментариев;
- противоречивых мнений без фактов и анализа;
- через оснащение фактов сложными теоретическими выкладками, выступлениями узких специалистов.
3. Техника сотворения - 'демиурга' (прием 'подтасовки фактов'). Состоит в создании фактов наименее сложным способом - путем сочетания в одном сообщении разнородных фактов: действительных правдоподобных, действительных неправдоподобных и выдуманных правдоподобных фактов. При этом сомнения, сообщающиеся на вторую категорию фактов, развенчиваются достаточно легко, а факты третьей категории проникают в сознание автоматически. Полуправда опаснее лжи; ложь легче распознать, чем полуправду, которая обычно маскируется, чтобы обманывать вдвойне. 4. Техника превращения - 'конвертации взглядов' (прием 'имаго'; эффект 'нога в дверях'). Состоит в том, что точки зрения, целиком поддерживаемые общественным мнением или объектом влияния, не атакуются пропагандой, даже если они не устраивают инициаторов, - работа ведется шаг за шагом, постепенно. За основу берутся уже имеющиеся точки зрения и поэтапно конвертируются до взглядов, соответствующих позиции манипулятора. 'Не надо осмеивать общественное мнение, вы этим только оскорбляете людей, но не убеждаете их' (Л. Вовенарг). 5. Техника 'объективного подхода' - конструирования (прием 'самосбывающегося пророчества'). Состоит в подборе фактов и умелом их комментировании - путем исключения некоторых малоизвестных фактов или их добавления можно обнаружить несуществующую тенденцию. Здесь можно сослаться на всеобщую историю: там можно обнаружить множество событий, какие, не будь они предсказаны, никогда бы и не совершились. 'В пророчествах истолкователь часто более важная персона, чем сам пророк' (Г. Лихтенберг). 6. Техника сопоставления - 'исторических аналогий' (прием 'ничто не ново под луной'). Техника исторических аналогий, к тому же в немалой степени помогает в конструировании метафор, программирующих адресат влияния. 'Метафора или поясняет мысль, или заменяет ее. В первом случае метафора - поэзия, во втором - риторика или красноречие; красноречие есть подделка и мысли и поэзии' (В. Ключевский). Состоит в сочетании двух приемов влияния: - использовании необоснованной похвалы как средства воздействия, лести аудитории - 'Как вы, конечно, помните...';
- изыскании возможности отыскать в истории любой необходимый пример - 'Вы знаете, чем закончились подобного рода действия в таком-то году...'.
7. Техника апеллирования - 'адресации к социуму' (эффект 'социального доказательства'; прием 'народ против'). Состоит в сообщении к эмоциональной сфере, минуя рациональную, в частности в использовании одной из самых сильных эмоций - страха или даже триады эмоций 'гнев - страх - ужас'. Методом апеллирования к общественной потребности часто пользуются в СМИ и политике. 'Последнее слово всегда остается за общественным мнением' (Наполеон I). 8. Техника обесценивания - 'поливания грязью' (прием 'ворота в дегте'). Состоит в формировании отношения к теме, избранной инициатором. Применяется в основном в контрпропаганде и заключается в подборе таких эпитетов и такой терминологии, которые дают предмету разговора четкую этическую оценку. Этот метод причисляется к самым грубым пропагандистским приемам. 'Простое ругательство есть сокращенная клевета без приведения оснований' (А. Шопенгауэр). 9. Техника анонимного информирования - 'слива секретов' (прием 'человек, похожий на...'). Состоит в 'сливе' 'секретных' сведений, полученных из 'анонимных источников', которые касаются, например, предполагаемых акций руководства или властей. Организуется чаще всего с тем, чтобы провести зондирование общественного мнения по какому-либо вопросу. В случае негативной реакции общественное мнение подвергается дополнительной обработке, чтобы подготовить его к определенной акции или 'опровергнуть' сенсационную информацию. Утечки используют и представители какой-либо оппозиции внутри властной или коммерческой структуры или вовне ее для того, чтобы обнародовать какие-либо дискредитирующие факты, непопулярные мнения или меры властей. 'Где начинается секретничанье или тайна, там недалек порок или плутовство' (С. Джонсон).
Страницы: 1 2
|
|
|
|
|