|
Помните, было такое детское развлечение - две почти одинаковые картинки, но на одной черточка не до конца доведена, а на другой зонтика у старушки нет или собачка другой породы. Десять отличий найти могли не все, но некоторое количество тех, что бросались в глаза - каждый. Так и попытки найти отличия в национальных технологиях связей с общественностью: все ищут, но находят все время разное и в разных количествах. Зачем вообще пытаться искать эти отличия? Мне видятся две основные причины. Первая - ресурс PR-технологий исчерпан. Подчеркну - не потенциал, который представляется мне практически бесконечным, а именно технологический ресурс. Поэтому чаще всего мы видим в PR достаточно стандартные методы, на фоне которых редкое качественное креативное решение сразу бросается в глаза. И в этой ситуации поиск национальных отличий может стать очень важным источником новых идей, а иногда - решающим фактором успеха. Вторая значимая причина - глобализация. Бизнесмены и политики, выходя за рамки собственного национального ареала, хотят понимать, чего ждет от них потребитель за этими пределами. И главное - нельзя ли как-то минимизировать усилия, найдя универсальный способ воздействия на тех и других. Я не случайно привел в качестве эпиграфа один из основных постулатов буддизма. Религия вообще и буддизм как одно из наиболее древних вероучений довольно показательны с точки зрения использования PR-технологий. Вариативность Будд (на каждый день своя поза, у родившихся в разные месяцы - разные Будды-покровители), в православии - 'собственные' святые (тезоименитство) - любые отголоски многобожия, в общем-то, не что иное, как попытка человека приспособить и 'тот' мир под себя, выделить и 'там' свой канал общения и свою целевую аудиторию, чтобы всегда иметь возможность договориться и жить достаточно удобно. Безусловно, я несколько утрирую, но в общем и целом смысл понятен. Крестовые походы в таком контексте как раз и представляются первыми попытками глобализации PR - жестковатыми, конечно, но в то время все методы были негибкими с нашей сегодняшней точки зрения. Условно PR можно разделить на три направления: западный, восточно-азиатский и российский, у которого, как всегда, собственный путь. Конечно, подобное деление весьма и весьма условно, так как между PRом США и PRом Новой Зеландии, например, различий и особенностей наверняка можно найти предостаточно.- Западный - PR эволюционный и технологичный, достаточно формализованный, ставший академическим, 'эталонным'.
- Восточно-азиатский - PR умолчаний и порой излишней декоративности на наш вкус, основанный на традициях, не всегда поддающийся пониманию и систематизации с точки зрения России и Запада.
- Российский - PR ситуационный и спонтанный, в чем-то принявший эстафету от советского, западного и восточно-азиатского.
Западный PR Его особенность - свободное и эволюционное формирование, обеспеченное более или менее непрерывным поступательным развитием как общества, так и экономики. Даже мировые войны и Великая депрессия не стали тормозом на пути его совершенствования, поскольку в эти периоды пропаганда, напротив, обретала важнейшее значение и на экономическом, и на политическом пространстве, получала сильнейшие импульсы (и, без сомнения, дополнительные финансовые ресурсы) для поиска новых путей и технологий воздействия на широкие массы. Такой продолжительный и, в общем-то, неспешный путь, раннее осознание PR как профессии и как бизнеса, уверенные шаги западных экономик по пути глобализации и универсализации рынков позволили обобщать накопленный опыт и создавать методологическую основу, школу PR. Следует обязательно отметить - роль государства в развитии PR, внимание государства к этому институту на западе крайне велико. На это не жалеют ресурсов - ни финансовых, ни интеллектуальных (что для этой сферы деятельности архиважно). В оруэлловском Большом брате принято находить узнаваемые черты отца народов. Но взгляните на памятники государственного мемориала в Вашингтоне, столице США. Центр крошечного города, где высотные здания нужно еще поискать, отдан под монументальные свидетельства государственной власти - один 169-метровый каменный столп Вашингтона с огоньками на самом верху чего стоит (для сравнения: Останкинская телебашня - 540 метров, но это же функциональное техническое сооружение. А тут - простая каменюка). Неподалеку - фонтан, окруженный стеллами с венками и названиями штатов - 'Дружба народов' на ВДНХ отдыхает. Тут очень хорошо понимаешь: миф о тонком западном пиаре - миф. Это реально воинствующий PR. Западные технологии - европейские, и уж тем более американские - довольно прямолинейны и формализованы. Но никого это не шокирует и не возмущает - так принято, это правила игры, это срабатывает. А если все играют по давно принятым правилам - чего возмущаться? Возможно, и благодаря этому западный PR достаточно легко превратить в технологический алгоритм. Возможно, и поэтому 'там' - школа, а 'у нас' - сплошная импровизация. Приведу еще один поразивший меня пример, как раз демонстрирующий разницу в подходах. Из поездки на Кубу привез яркое впечатление. В Гаване на набережной, на самом видном месте стоит представительство Соединенных Штатов - стеклянное здание в несколько этажей. Дипломатических отношений между странами нет, нет и консульства, но поскольку в Америке - большая кубинская диаспора, представительство все-таки необходимо. Американцы, пользуясь ситуацией, пустили в окнах здания бегущую строку - пишут там всякие, в основном, нелицеприятные, вещи про Кубу. Кубинские власти, как у нас сейчас любят говорить, ответили несимметрично. Перед зданием представительства установили 136 высоченных флагштоков, что называется, квадратно-гнездовым методом. Получился густой 'лес'. На каждом флагштоке реет иссиня-черное полотнище флага с белой звездой - в память о 136 погибших кубинцах во время операции США в заливе Свиней. Зрелище сюрреалистическое. Психологическое давление, демонстрация силы, Куба своих помнит - думайте что хотите. При этом решена утилитарная задача - развевающиеся флаги совершенно закрывают окна здания и бегущую строку! Борьба идеологий - безусловно. Но и борьба двух технологий - дорогостоящей, но слишком уж прямолинейной и нетворческой американской и кубинской - гораздо более креативной, эффективной и при этом обошедшейся на порядок дешевле.
Страницы: 1 2 3 4
|
|
|
|
|