|
Следует отметить характерную черту западного рынка связей с общественностью, пока почти не свойственную российскому PR, - сильнейшее влияние на корпорации так называемых 'групп давления': экологических, профсоюзных и других общественных организаций и фондов. В этом поле деятельность PR-специалистов вообще ничем заменить не представляется возможным - пока, во всяком случае. Восточно-азиатский PR Пожалуй, даже более древний и, уж конечно, более изощренный, чем западный. Восток - дело тонкое, как говорится. PR здесь настолько 'завязан' на ритуальность, на религиозные представления и вековые устои, что умноженный на традиционную закрытость границ, жесткие клановые ограничения и контролируемость каналов распространения информации изменился за долгое время непринципиально. Безусловно, новые технологии и западная школа имеют влияние на развитие школы восточно-азиатского PR, особенно в экономически благополучных странах, но влияние это, скорее, технологического характера, чем эмоционального. В силу закрытости информации о восточном PR вообще трудно сказать что-то определенное, судить приходится, скорее, отслеживая реакции, потребительское и электоральное поведение и ту информацию, которая появляется в официальных источниках. Одним из значимых факторов специфического пути развития восточно-азиатского PR является жесткий государственный контроль над средствами массовой информации. 'Чемпионом' в этой области был назван Китай после обнародованного в 2007 году доклада Комиссии по американо-китайским отношениям в сфере экономики и безопасности, созданной конгрессом США: 'Китайское правительство контролирует содержание газет, журналов, телевидения, радио и Интернета... Жесткое наказание за освещение запрещенных тем, а также неясность, где именно в каждый конкретный момент проходит тонкая грань, породили атмосферу жесткой самоцензуры среди китайских журналистов'. По информации Главного государственного промышленно-торгового административного управления КНР, управление вместе с другими 5 ведомствами страны накануне Пекинских Олимпийских игр -2008 разослало циркуляр, требующий ужесточения контроля за публикацией СМИ рекламы в период проведения спортивных состязаний. Известный рейтинг свободы прессы, ежегодно проводимый Freedom House в 195 странах демонстрирует не только положение той или иной страны на момент исследования, но и динамику изменений контроля над прессой. Так вот на протяжении нескольких лет 195 место прочно занимает Северная Корея. Недалеко ушли Мьянма (Бирма), Куба и Ливия. России, впрочем, гордиться нечем - по показателю свободы медиа наша страна много лет плетется в хвосте рейтинга в сопровождении Азербайджана, Казахстана, Таджикистана, Беларуси, Узбекистана, Туркменистана. Рядом - Того, Венесуэла, Иран, Саудовская Аравия. А вот Турция, между прочим, уверенно держится ближе к середине списка. Committee to Protect Journalists (Комитет по защите журналистов, Нью-Йорк) на своем сайте сообщает, что правительство Таиланда подвергло цензуре более 4000 веб-сайтов. В общем, можно не продолжать, ситуация с медиа понятна. Можно добавить, правда, что государственные структуры этих стран активно используют Интернет как эффективный канал. Интересный пример о выходе на рынок Малайзии в 90-х годах американской компании Nu Skin (в США занимает второе место после более известной в России Amway) приводит Роберт И.Уэйкфилд. Nu Skin - компания, обладающая немалым успешным международным опытом, казалось бы, предприняла все необходимые меры и учла все мыслимые и немыслимые национальные особенности вплоть до привлечения к переговорам экспата, владеющего одним из китайских диалектов, на котором говорят в Малайзии. Тем не менее, правительство страны отказало компании в выдаче лицензии, и Nu Skin была вынуждена уйти с малазийского рынка, так и не успев на него выйти, зато оплатив аренду офиса в столице и понеся расходы - надо сказать, немалые. Причина краха была в том, что западная компания не учла: для восточных культур крайне важно то, что происходит 'за кулисами'. Еще одна причина была в самой технологии распространения товара: независимость дистрибьюторов, которая является сильной стороной сетевого маркетинга на западе, на востоке сыграла с компанией злую шутку. Из-за излишнего рвения дистрибьюторов оказалось, что Nu Skin, сама того не желая, нарушила государственные законы Малайзии. Уэйкфилд пишет: 'Как и многие народы восточной культуры, малазийцы полагаются на неписанные - а иногда и невысказанные - соглашения, основанные на доверительных отношениях: Привлечение юристов на ранней стадии взаимоотношений воспринимается как признак того, что компания не доверяет правительству'. Этот пример ясно показывает, что знать только юридические законы другой страны недостаточно. Культурно-исторические особенности могут оказаться гораздо более сложным препятствием по сравнению с самым запутанным законодательством. И не только в Азии или на Востоке. Российский PR На мой взгляд, современный российский PR - самый динамично развивающийся и перспективный. Как профессия и как бизнес он сформировался совсем недавно - менее 20 лет назад, сочиняясь на ходу, прихватывая опыт из собственного советского прошлого и учебников по маркетингу западных звезд. Видимо, поэтому попытки его методологизации до сих пор зачастую заканчиваются усилиями подровнять и затолкать его в рамки западного PR - 'ну так уж и быть с некоторой российской спецификой' из разряда 'умом Россию не понять, аршином общим не измерить'. Да, современный российский PR пока не оформился как школа в классическом понимании. У него масса проблем и недостатков. Но не подлежит сомнению то, что у российского PR есть собственное лицо, серьезные достижения, а значит будущее. У советского PR было несколько 'икон' - спорт, балет, цирк. Заметьте - все невербально-визуальное, масштабное и феерически-постановочное, что однозначно указывает, в том числе, и на восточно-азиатское происхождение советского PR. Были 'в законе' Достоевский, Пушкин и Толстой, но как бы на вторых ролях, сначала все-таки 'советский балет, советский цирк, советский спорт'. Не было Набокова, Солженицына, Пастернака. Потому что первые ничего про советский строй сказать уже не могли, а вторые норовили высказаться, когда их совсем не спрашивали, и все как-то неправильно.
Страницы: 1 2 3 4
|
|
|
|
|