|
10. Техника использования слухов - 'сорока на хвосте' (прием 'как нам стало известно...'). Состоит в распространении слухов - передаваемой в межличностном общении информации, касающейся актуальных явлений и событий в общественной жизни и отражающей стремление домыслить неясную ситуацию. Как правило, основывается на ложных сведениях и является следствием дефицита информации, выполняя двойственную функцию: - объяснения ситуации;
- снятия эмоционального напряжения, испытываемого индивидом.
В силу многих причин социокультурного характера часто придается больше значения новости, переданной по неофициальным каналам, сообщенной шепотом, чем объявленной открыто. Адресат, получивший такое сообщение, поданное с заговорщическим видом, считает, что он стал обладателем уникальной информации, что способствует его самоутверждению и ведет к закреплению в памяти, инициатор в то же время снимает с себя ответственность за достоверность информации. В массовом же сознании откладывается нечто вроде 'не то он украл, не то у него'. 'Полуправду вдвое труднее разоблачить, чем чистую ложь' (О 'Малли). Отмечаются три условия, совокупность которых и составляет основную причину возникновения и распространения слухов и выраженность которых определяет в основном интенсивность циркуляции: - дефицит достоверной информации по теме, состоящий не в объективной достоверности имеющихся сведений, а в субъективной оценке степени собственной осведомленности;
- выраженная заинтересованность аудитории в данной, актуальной для нее теме;
- доверие к источнику, поскольку даже точные сведения, полученные из источника, не пользующегося у аудитории доверием, сохраняют информационный дефицит, тогда как ложные сведения из престижного источника ликвидируют дефицит и блокируют распространение слухов.
11. Техника дезинформирования - 'фальсификации данных' (прием 'кто бы мог подумать, но...'). Состоит в употреблении примитивного, но эффективного приема манипуляции, сущность которого - в использовании дезинформации, как правило, в момент принятия какого-либо важного решения. При этом предполагается, что, когда будет известна правда, цель дезинформации уже будет достигнута. В дезинформации содержится ложь по самой природе объекта, по тем или иным его качествам. Главный момент: точка зрения адресата, для которого сообщение должно быть получено как правдивая информация, - в противном случае маневр терпит неудачу. Следовательно, адресат должен быть априори настроен положительно к источнику ложной информации. Как правило, опровержение дезинформации проходит в большинстве случаев незаметно и уже не влияет на сформированную ложью социально-психологическую установку. 'Ложь иной раз так ловко прикидывается истиной, что не поддаться обману значило бы изменить здравому смыслу' (Ф. Ларошфуко). Вся технология дезинформации состоит в следующем (соответствие лжи возможной реальности): - знание специфики адресата и источников, которым он доверяет;
- отправка сообщения через признанные источники;
- дефицит времени у посредника в передаче, чтобы не было возможности проверить;
- достаточно длинная цепь посредников - для невозможности установления источника дезинформации.
12. Техника семантического манипулирования - 'словесной эквилибристики' (прием 'как корабль назовешь, так он и поплывет'). Состоит в том, что для пропагандистского сообщения тщательно отбираются слова, вызывающие либо позитивные, либо негативные ассоциации и, таким образом, влияющие на восприятие информации. То, как мы называем человека, влияет на наше представление о нем, например: войска - бандформирования, освободители - оккупанты, разведчики - шпионы, партизаны - боевики. Умелое пользование одной только семантикой может значительно влиять на процесс принятия решения человеком и социальной группой. К приемам семантического манипулирования можно отнести использование следующих средств: - кавычек - выражающие уничижительность слова для дискредитации какого-либо понятия или какой-либо группы: слуги народа - 'слуги народа', защитники - 'защитники', честный - 'честный', широкий жест - 'широкий' жест;
- уменьшительно-ласкательных суффиксов '-ищ', '-чин', '-ичек', '-ок', '-оньк-', '-еньк-': сбор - сборище, суд - судилище, начальник - начальничек, друг - дружок, добрый - добренький, теплый - тепленький;
- существительных, образованных от прилагательных: умный - умник, законопослушный - законник, торопливый - торопыга.
Майя Дyшкинa, кандидат психологических наук, доцент кафедры маркетинга ГУУ. Элитариум http://advschool.ru/articles/article3362.htm
Страницы: 1 2
|
|
|
|
|