|
6. Победа над остальными Ключевые слова: 'в отличие от других'. Классические примеры - реклама батареек, которые 'работают дольше обычных', реклама нового порошка, с которым 'вы вымоете больше посуды, при этом быстрее и лучше'. Сами слова 'лучше', 'дольше', 'быстрее' уже говорят о том, что в противном случае, если вы купите товар другой фирмы, у вас будет 'хуже' и 'медленнее'. В рекламе предлагаемый товар соревнуется и побеждает, но с чем именно он соревнуется, не говорят, так что невозможно проверить, была ли действительно одержана победа. 7. Авторитет науки Ключевые слова: 'эксперты рекомендуют', 'доказано клиническими исследованиями' и проч. В наше время, когда авторитет науки высок, в рекламе имитируют проведение эксперимента с использованием предлагаемого товара. 'Эксперимент', разумеется, заканчивается триумфальным успехом. Но совершенно очевидно, что к науке данное действо не имеет никакого отношения. Роль специалистов в белых халатах может играть кто угодно, а диаграммы и графики ничего не стоит намалевать в любом количестве и любой формы. 8. Мнение известного человека Товар рекламирует популярная личность: актер кино, кумир молодежи и так далее. Расчет на стереотип: 'раз уж такие люди покупают, то сомневаться нечего, надо брать'. 9. Глас народа Метод в определенном смысле противоположный предыдущему. Обыгрывается образ человека с улицы, такого, как все. Рекламщик как бы говорит потребителю: 'Ну это же не реклама, для рекламы мы бы наняли звезд. Здесь просто демонстрация житейского опыта обычных людей'. 10. Наведение ужаса Потребителю внушают, что существуют смертельно опасные ситуации, в которых может помочь только определенный товар или услуга. Например, мобильный телефон позволит вызвать срочную помощь. В более мягком варианте такая реклама может принимать форму совета, в котором, однако содержится угроза. 'Вы ведь не хотите заболеть? Тогда купите витамины'. 11. Не будь изгоем Большинству людей свойственен страх оказаться изгоем. Неслучайно в древние эпохи изгнание было одним из самых страшных наказаний. Манипулятор использует слабость человеческой психики, внушая, что 'все уже товар купили, все уже оценили его высокое качество и необходимость, а вы остались в меньшинстве'. В таких случаях показывают толпы людей, разные города и народы, представители которых едины в том, что 'доверяют' одном и тому же бренду. 12. Апелляция к 'добрым чувствам" Сюжет клипа строится таким образом, чтобы товар ассоциировался с событиями, вызывающими положительные эмоции, возникающие в процессе человеческого общения. Дружба, встреча с родителями, постройка нового дома, сдача экзамена и проч. 13. Эксплуатация родительского инстинкта Товар представляют как полезный и нужный детям. Ребенок счастлив, если вы купите ему рекламируемую вещь: подгузники, шампунь и проч. 14. Патриотизм Ключевые слова: 'Россия', 'Сибирь', 'наше', 'русское'. Используются образы национальных героев, исторических и фольклорных персонажей, национальные костюмы и так далее. 15. Ошарашить! Цель такой рекламы потрясти потребителя настолько сильно, чтобы рекламируемый товар крепко засел у него в памяти. Известная рекламная кампания 'Шок-это по-нашему' является мягкой формой реализации данного метода. 15. Удовольствие Львиная доля клипов содержат сексуально окрашенные образы, предлагают 'райское наслаждение', искушение 'вкусом' и так далее. Цель -связать товар с удовольствиями. Перечисленные приемы являются идейным каркасом рекламных кампаний. Скелет потом обрастает шаблонными образами: красотками, 'продвинутой' молодежью, предупредительным доктором, доброй бабушкой, мачо, веселыми детишками и так далее. При этом всегда конструируются рефлекторные связки-ассоциации в духе Павлова. А теперь перейдем к рассмотрению чисто технического аспекта воплощения основополагающих идей. 1. Вплетение рекламы в кинофильм По ходу сюжета персонажи фильма ездят на автомобилях, слушают магнитофон, носят джинсы, курят сигареты, звонят по телефону и так далее и тому подобное. Вопрос: сигаретой какой марки затянется главный герой? Ответ: это зависит от того, сколько готова заплатить табачная компания. Помните пикантный момент из фильма 'Красотка', когда Джулия Робертс, игравшая проститутку, достает из своего сапога несколько презервативов и предлагает их Ричарду Гиру? Так вот, она предлагает презервативы фирмы Safetex, которая за это заплатила актрисе сто пятьдесят тысяч долларов. 2. Рифма, игра слов Слоганы рифмуются. Название бренда становится частью игры слов. 3. Подделка Людям показывают идеализированные муляжи рекламируемого товара. Аппетитная корочка жареного цыпленка запросто может оказаться компьютерным спецэффектом, а роль обильной пивной пены может играть шампунь. 4. Лингвистические стереотипы В каждом языке присутствует лингвистические конструкции, которые побуждают человека самостоятельно сделать вывод из предложенных предпосылок. Речь не идет о силлогизмах, разобранных в предыдущей статье, напротив, данный вывод с точки зрения логики неправомерен. Именно поэтому создателя рекламы невозможно обвинить в прямой лжи. Но в языке существуют написанные правила интерпретации слов, отличающиеся от формальной логики. По сути, в предпосылках содержится дополнительная информация, некоторая недосказанность, которая, тем не менее, понимается однозначно. Для иллюстрации стоит привести конкретный пример. Перед зеркалом женщина красит губы 'новой' губной помадой, а после выходит на улицу. Встречающиеся по пути мужчины восхищенно смотрят ей вслед и громко восторгаются. Строго говоря, нигде не сказано, что столь поразительный эффект достигнут благодаря помаде. Как говорится, 'после' не значит 'благодаря'. Но обыденное сознание не склонно интерпретировать сюжет в категориях формальной логики.
Страницы: 1 2 3
|
|
|
|
|