|
Сказав 'А', нельзя не сказать 'Б', и если уж я упомянул рекламу всуе, то необходимо продолжить разговор. Назойливость, примитивизм и тупость рекламы давно стали притчей во языцах. Кто только не изощрялся в шуточках над тетей Асей, умником, идущим за 'Клинским' или якобы деревенской бабушкой, угощающей внуков молочными продуктами с 'домашним' вкусом. Спору нет, фальшивость, манерность, а в некоторых случаях нелогичность, переходящая в откровенную бредовость, достала всех. А между тем коммерческие компании тратят на рекламу огромные деньги. Они там, что, дураки? Не думаю. Дураки редко становятся миллионерами, а даже если в редчайших случаях это и происходит, то обычно деньги у них долго в руках не держатся. Примеров на этот счет имеется достаточно. Значит, дело не в глупости заказчиков и создателей рекламы. А в чьей же? Вот вам ответ, который можно назвать исповедью рекламиста:
'Я прерываю ваши телефильмы, чтобы навязать свои логотипы, а мне за это оплачивают отпуск на Сен-Бертре. Я заполняю рекламными слоганами ваши излюбленные журналы и получаю в награду виллу на Корсике. Это я решаю, что есть Истина, что есть Красота, что есть Добро. Это я отбираю манекенщиц, на которых вы западете через полгода. Да-да, западете, как миленькие и окрестите их топ-моделями. Чем смелей я играю с вашим подсознанием, тем безропотнее вы мне покоряетесь. Если я нахваливаю йоргурт, залепив плакатами все стены вашего города, то, даю голову на отсечение, вы его купите. Вам то кажется, будто вы свободны в своем выборе, но не тут-то было: в один прекрасный момент вы углядите мой товар на полке супермаркета и возьмете его - просто так, попробовать, вы уж поверьте, я свое дело знаю туго. М-м-м, до чего ж это приятно - влезать к вам в мозги! Ваши желания больше вам не принадлежат - я навязываю вам свои собственные. Я запрещаю вам желать как бог на душу положит. Это я решаю сегодня, чего вы захотите завтра. Эй, вы, меня тошнит от вас, жалких рабов, покорно выполняющих любой мой каприз!". Это цитата из нашумевшего романа '99 франков', написанного бывшим сотрудником рекламного агентства Фредериком Бегбедером. Черт побери, до чего же неприятно всё это читать! Но иного выхода просто нет, наше счастливое неведение - это наивность воробья, который закрыл глаза, и решил, что кошка, готовящаяся его съесть, исчезла. Скажете, что откровения эпатажного писателя не стоят нашего внимания? Ну тогда вот вам информация к размышлению. На Западе втечение нескольких лет шел телесериал 'Доктор Маркус Уэлби'. За это время Роберт Янг - актер, сыгравший доктора, получил около двухсот тысяч писем с просьбой дать медицинский совет! Какими же круглыми идиотами надо быть, чтобы актера, напялившего белый халат, принять за компетентного специалиста, и заваливать его письмами на медицинскую тему. Воистину, такая аудитория заслуживает крепких эпитетов. Вы представляете себе всю меру презрения, которое испытывают манипуляторы к своей 'пастве'? А между тем способы оболванивания просты, реклама при всем кажущемся разнообразии поразительно бедна на концептуальные идеи. В ее основе лежит совсем немного штампов и приемов, которые бесконечно обыгрываются и повторяются. Рассмотрим их. 1. Наведение психоза 'нехватка времени' Ключевые слова: 'спешите', 'только сегодня действуют сумасшедшие скидки', 'первой сотне позвонивших вручается приз' и так далее. Вариантов здесь много, но все они сводятся к тому, чтобы ввергнуть потребителя в состояние ажиотажа, лихорадочной спешки. Ему некогда подумать, ему нужно срочно бежать и покупать! 2. Апелляция к прогрессу Ключевые слова: 'новый вкус', 'новый дизайн', 'новая упаковка' и проч. Данный метод отчасти пересекается с предыдущим, поскольку подталкивает человека покупать новое, чтобы идти в ногу со временем, не отставать. Однако в основе этого метода лежит эксплуатация любопытства потребителя, а также позиционирование фирмы, как воплощения прогресса. 3. Подмена понятий Сначала показывают одно, но предлагают купить совершенно другое. Например, рекламируют сухой корм для собак - маленькие, невзрачные гранулы, но сначала идет видеоряд: сочное мясо, овощи, зелень и тому подобное. Путем бесконечных повторений создают в подсознании потребителя ассоциативную связь между натуральными продуктами и готовым кормом. Аналогичным образом построена и реклама зубной пасты с прополисом. Демонстрируют соты и мед, но их нет среди ингредиентов пасты. Точно также обстоят дела с пищей быстрого приготовления. В общем, примеров масса. В ряде случаев подмена производится более тонко. Возьмем рекламу майонеза. 'Мечта хозяйки - мечты сбываются'. Мечты покупателя отождествляются с майонезом, в названии которого употреблено слово 'мечта'. Или в рекламе детского йогурта сначала показывают радугу, а потом голос задает вопрос: 'хотите кусочек радуги'? После чего предлагается разноцветный йоргурт. 4. Комплекс превосходства Классик психоанализа Альфред Адлер создал концепцию комплекса неполноценности и комплекса превосходства, как средства компенсации неполноценности. По Адлеру все люди в той или иной степени несут в себе ощущение неполноценности и стремятся его компенсировать различными успехами, пусть даже и мнимыми, воображаемыми. Открытия Адлера широко используются в современной рекламе. Потребителю предлагают приобрести товар для того, чтобы почувствовать свою исключительность, всесилие, повысить свой статус. 'Верный секрет женских побед', 'для тех, кто правда крут', 'ты всесильна', 'вы неотразимы', 'он один такой' - типичные в данном случае слоганы. 5. Бесплатный сыр из мышеловки Внимание потребителя акцентируют на возможности получить 'бесплатно', 'в подарок' какую-нибудь вещь в дополнение к основной покупке. Ясно, что цена 'бесплатного подарка' просто включена в цену рекламируемого товара и покупатель на самом деле оплачивает из своего кармана две вещи. Мало того, нередко в качестве 'приза' подсовывают предметы, сами по себе не пользующиеся спросом и по этой причине их не берут в торговые сети. Тогда фирма объявляет, что ее 'подарок' настолько эксклюзивен, что даже и не продается, что его можно получить только в качестве приза. Как говорится, нужду выдают за добродетель, и оба товара работают друг на друга. Прием прост, но эффективен.
Страницы: 1 2 3
|
|
|
|
|