|
Общее И провокация, и эпатаж локальны, действуют в рамках определенной аудитории. По времени непродолжительны, имеют ограничение в воздействии на публику. Очень дороги по затратам на эффект. Демонстративность акций и в провокации, и в эпатаже. Раличия показаны в таблице2. Различия Провокация 1. Действо, нацеленное на обратную связь, отдачу и реакцию со стороны зрителя, вызов должен достичь сердца и ума реципиента и вернуться к провокатору в той или иной форме. 2. Высокая доля агрессии и даже жестокости по отношению к аудитории и способам ее покорения. 3. Беспринципность, бесцеремонность и откровенное попрание норм морали. 4. Отчаянное уверение аудитории в правдивости происходящего.
Эпатаж
1. Способ самоидентификации. Главное для источника эпатажа - самому воспринять себя другим и продемонстрировать это целевой аудитории. Обратная связь не так важна. 2. Достаточно демократичный инструмент, предлагающий другим принять или не принять источник эпатажа, в любом случае, не заметить его невозможно. Имеет четкую внутреннюю ориентацию 3. Играет на 'табуированных' темах (секс, смерть:), но не оскверняет их, не опошляет, а пытается изменить к ним отношение. 4. Игровая направленность.
Эпатаж, если можно так сказать, 'чище' провокации. Он не стремится всех обратить на свою сторону, а предлагает пересмотреть свое мировоззрение. Провокация же, напротив, давит на индивидуума, предлагая ему незамедлительно принять какое-либо решение. Именно это чувство спонтанности, которое влечет за собой необдуманность принимаемых реципиентами решений и портит всю картину. 3. Мадам 'Сенсация' Понятие сенсации гораздо шире эпатажа, поэтому, наверное, их иногда путают. Сенсация представляет собой новость, некую новую информацию, которой раньше никогда не было. Обязательное условие сенсации - воздействовать на чувственную сторону восприятия: подача материала осуществляется с апелляцией к настроениям, мыслям, слухам в обществе (в этом она близка к скандалу) скорее, чем к напряженной мысленной работе, переосмыслению существующих порядков (к которой склонен эпатаж). Если можно так сказать, сенсация поверхностна, нацелена исключительно на публику. К тому же, если говорить о новизне, то сенсация, ее формы и источники всегда ожидаемы, знакомы публике - меняется, естественно, источник, содержание и масштаб. Говоря об эпатаже, нельзя допускать и мысли, что это где-то уже было: эпатаж - ультра новое, неизвестное доселе: явление, действие, отношение, манера одеваться, относиться к людям и остальному миру. Сенсация располагает односторонней связью, так как стремится исключительно к воздействию на публику и для публики. Эта одностороння связь в цепи источник-аудитория-источник и обозначается как аудитория-источник (главное звено). Эпатаж же раскрывается именно в источнике (первое и последнее звено), поскольку важнее всего внутренне состояние эпатажиста, его мироощущение и удовлетворение, если аудитория восприняла его идеи. По сути, сенсация по-новому ставит проблему. Эпатаж же ставит новую проблему. Однако, схожесть сенсации и эпатажа очевидна: Стремление шокировать публику, удивить, выбить из привычной колеи; Привлечь внимание к источнику акции и его идеям; Игра на 'табуированных' темах (секс, смерть, меньшинства); Неожиданность, необычность подхода в конкретной ситуации; Демонстративность. 4. Просто скандал Наверное, это самое популярное средство для поддержания к себе интереса среди 'звезд': Николь Кидман разводится с Томом Крузом, Пенелопа Крус не осталась на вечеринку дома Cristian Dior, Наталья Водянова (популярная сейчас топ-модель) вышла замуж за английского лорда и так далее. От скандала всегда попахивает 'желтизной', навязанностью, его раздувают, преувеличивая. Он старательно маскируется под эпатаж (эффект неожиданности, недоступность для других, дороговизна, потрясающая демонстративность, выдающееся событие), но опять-таки имеет существенные отличия от эпатажа: несопоставимость (его всегда 'чересчур'), отсутствует особая роль источника и для него характерна многоразовость (один и тот же повод можно использовать несколько раз: разводы-свадьбы). Кулик - животное будущего... Эпатаж, как инструмент связей с общественностью, чрезвычайно важен и востребован в области культуры и искусства. Так как, по сути, эпатаж также является способом управления, который нацелен на установление контакта между субъектом эпатажа и общественностью и исполняет роль 'системы раннего оповещения' о назревающих тенденциях и переменах в общественном сознании, эпатаж использует открытые формы деятельности и информирования целевой аудитории. Это следует из выявленных мной основных функций эпатажа как инструмента PR, подтвержденных при исследовании деятельности одной из самых эпатажных персон в современном мире - скульптора, художника и фотографа Олега Кулика. 1.Информативная функция. Информация, которую несет тот или иной эпатажный элемент, оповещает публику о следующих вещах: мир застоялся и требует обновления в одной из сфер; субъект эпатажа располагает информацией о способе разрешения сложившейся ситуации; субъект эпатажа показывает, как это можно делать; субъект меняется внутренне и не требует, а предлагает окружению обратить внимание на проблему. Для усиления этой функции в эпатаже используются: привязка информации к определенному событию, сочетание с общественно важной проблемой, присутствие и привлечение влиятельных людей, интрига. Например, в своих перформансах в разные периоды жизни Олег Кулик хотел проинформировать людей о назревших проблемах: в начале об упадке культуры, когда не действуют общепринятые системы ценностей; затем об отношении и любви к братьям нашим меньшим и, наконец, об отношениях между самими людьми, которые, по мнению Олега, недалеко ушли от животных. 2. Аналитическая функция. Она заключается в гигантской предварительной мозговой работе эпатирующего элемента по переосмыслению и новому видению проблемы. Господствующие догмы здесь не действуют и сразу отбрасываются - требуется концептуально новый подход, отличительный, знаковый, узнаваемый. Олег прокомментировал это следующим образом: 'Первоначально мне важно реализовать образ, метафору. И это тоже определенная жертва, мучение... Христос проводил свою идею, потребовавшую определенной жертвы, он не воспринимал свое распятие как пиар...' Эпатирующий элемент аналитически рассматривает важность идеи и сопоставляет ее с теми жертвами, на которые он готов пойти. Это серьезная внутренняя работа, которая заставляет отказаться иногда от традиционной карьеры, признания старых друзей.
Страницы: 1 2 3 4 5 6
|
|
|
|
|