|
8. Соответствие времени или его опережение Другими словами, этот признак эпатажа можно было бы назвать, процитировав Энди Уорхола, который своим поведением: внешним видом, высказываниями, отношениями с людьми показал 'высшую школу эпатажа': 'правильная вещь в неправильном месте'. Суть этого признака - обращение к настоящему и будущему, но ни в коем случае не к прошлому. Эпатаж - это новое, это изобретение, как джинсы Levi's с маленьким кармашком... Если мы переносим что-то старое из прошлого в будущее, это не может называться эпатажем, а сама акция будет китчем или подражанием. 9. Эффект неожиданности Явление эпатажа всегда связано с таким свойством, как неожиданность. Это можно расшифровывать и как нежданность вообще того или иного действия в данной обстановке и в данное время, так и представление невиданного раньше действа человеком, от которого никто этого не ожидал. Тем не менее, речь идет не о скорости воздействия эпатажного поведения, эпатирующий элемент при этом необязательно должен действовать стремительно и необузданно бросаться на своих жертв. Главное, чтобы скорость его действий была строго противоположной или отличной от той, которая сложилась в его окружении! 10. Соразмеренность и чувство меры В отличие от других аттрактивных инструментов, которые используются в жизни для борьбы за место под солнцем, эпатажа никогда не бывает слишком много. Достаточность явления не подкрепляется 'для точности' дополнительными действиями и акциями в рамках одного эпатажного поведения. Эпатаж срочен в плане оказания воздействия, хотя длительность эффекта может быть очень продолжительной (нужно различать эти понятия). За несколько секунд, в течение которых человек видит источник эпатажа, изучает его, соотносит его необычность с реалиями окружающей его среды, эпатаж празднует триумф. После произведенного эффекта не требуется и даже не рекомендуется добавлять или сокращать активное пояснение происходящего. Ежели такого рода воздействие нуждается в последующем пояснении или сопровождении дополнительными образами, это уже не может называться эпатажем. Это может быть скандалом, но только не эпатажем. В эпатаже все чутко сбалансировано, он ненастойчив в своем желании навязать - только преподнести и больше ориентирован внутрь, чем вовне. То есть это строго индивидуальный поиск внутренней гармонии, где все представляется взаимосвязанным и взаимоуравновешенным. Бороться, чтобы выжить... Эпатаж не одинок: у него есть конкуренты в борьбе за внимание людей. Известно, что назвать врага - значит, убить его. Однако те направления, о которых пойдет речь, не могут быть врагами эпатажа в прямом смысле этого слова. Большинство 'эпатажников' используют их в качестве дополнения к эпатажу, а иногда и в качестве субститутов. Это зависит, в первую очередь, от имеющихся ресурсов, а также возможностей их использования. Итак, сосредоточим внимание на следующих инструментах: его Величество Китч, о котором говорят, что это 'порог массовости'; отчаянная Провокация, произошедшая от 'революционеров постмодернизма'; мадам Сенсация, которая с французского переводится как 'ощущение'; просто Скандал. 1. Его Величество 'Китч' Что же общего между китчем и эпатажем? Почему их можно и нужно сравнивать? Где зоны их пересечения, и где их нужно жестко разграничивать? Надеюсь, что приведенная ниже таблица позволяет понять принципиальное значение эпатажа по сравнению с китчем, равно как и возможности того и другого инструмента. Общее И китч, и эпатаж действуют в режиме настоящего времени, почти интерактив: 'здесь и сейчас' произвести внешний эффект, ошарашить и поразить. Они не ищут прошлого - даже бегут от него. Настоящее для них - самый верный ориентир. И китч, и эпатаж достаточно настойчивы и навязчивы в своих предложениях обществу. Их всегда так много, что чтобы не принять их или не обратить внимания, нужно быть либо слепым, либо очень сильно стараться. И эпатаж, и китч меняют представление об отживающих элементах общественных устоев (различаются только механизмы). Они заставляют увидеть в догмах нечто такое, что вызовет отвращение у аудитории, заставит увидеть привычный процесс с неожиданной стороны. И эпатаж, и китч являются социальным механизмом развития, толкая публику к изменению мышления, развитию отношений.
Различия Китч 1. Имеет 'массовую ориентацию', это популярное псевдо-искусство, его можно увидеть и на заборе, и в выставочном зале. 2. Содержит только ответы, заранее подготовленные клише, не вызывает духовных исканий, но стремится к созданию незамутненного, самоуверенного спокойствия. 3. Подражая высоким художественным образцам, намеренно низводит их к банальности и пошлости. 4. Флаг китча - мода и попса.
Эпатаж 1. Четко ориентирован на целевую аудиторию, важно место, время, окружение, доступен только один раз, невозможно тиражировать.
2. Нарушает стандарты и стереотипы, переворачивает сознание, заставляет сомневаться в объективности общепринятых норм, искать другие варианты. 3. Сам является искусством и образцом, имеет высокие долгосрочные цели в отношении предмета эпатажа, основа действий - стиль. 4. Библия эпатажа - чувство меры, недоступность для других. Исходя из этой таблицы, можно сказать, что китч является инструментом эпатажа скорее, чем его конкурентом, либо спутником в хорошем смысле этого слова. С другой стороны, эпатаж в случае с китчем может быть воспринят как следствие китча, некий шлейф воздействия, впечатления. То есть само ощущение, остающееся после взаимодействия с культурой китча и является эпатажем. Но, опять-таки, стремление эпатировать публику приводит к использованию каких-либо инструментов, в частности, китча, хотя сами по себе они являются самодостаточными. 2. Отчаянная 'Провокация' 'Провокация' переводится с английского как вызов, возбуждение, раздражение. И действительно, если рассматривать ее природу, провокация нацелена не на само действо, а на его последствия. Главными вопросами являются: А что дальше? А во что это выльется? Как вы это переварите? Провокация это даже не акт, а целая акция, имеющая завязку и продолжение. Она также мотивирует свое окружение сделать что-нибудь, как-нибудь отреагировать на происходящее.
Страницы: 1 2 3 4 5 6
|
|
|
|
|