|
Принципы сетевого эффекта
1. Принцип критической массы. Сетевой эффект начинает работать, когда сеть накапливает определенное число пользователей, иными словами, критическую массу. До этого уровня, инвестиции в сетевой эффект могут быть достаточно высоки, в зависимости от стратегии набора пользователей или членов. Вариантов работы здесь может быть много. Это и привлечение крупных, корпоративных клиентов, и воздействие на конечного потребителя, дабы он подключался сам и подключал друзей, это и сотрудничество с производителями смежных услуг, служащее для увеличения возможностей потребителя и лотереи с подарками. Но первое время, о возврате инвестиций лучше забыть, увы. Очевидно, что даже создание сети в новом рыночном сегменте, не говоря о создании конкурирующей сети, является мероприятием достаточно затратным во многом благодаря сложности набора критической массы пользователей. Пользователь может переключиться на новую сеть либо в случае принципиально большего удобства (что является весьма редким случаем), либо его нужно активно стимулировать. Именно по этой причине, многие интернет-стартапы так и не выжили - их создатели пребывали в уверенности, что пользователь сам по себе туда активно пойдет. Но не пошел - вариантов провести время в интернете предостаточно и без новых ресурсов. Пользователей нужно активно привлекать. Ведь они начнут привлекать друг друга без помощи организатора только тогда, когда наберется критическая масса и включится сетевой эффект. Увы, очень многие производители действуют вопреки этому общеизвестному принципу. Создатели претенциозного ресурса top4top.ru , который с треском провалился под руководством 'звезд' Диброва и Новоженова, могли бы намного эффективнее потратить бюджет на привлечение новых пользователей. Можно вспомнить вышеупомянутую корпорацию Microsoft со своим месенджером и громкими заявлениями о своем приходе в Россию. Лучше бы озаботились достижением критической массы пользователей, а не пафосными пресс-релизами. Позитивным примером могут служить стратегии низких цен на общение внутри сети, которые используют сотовые операторы, выходя на новые рынки - 'имидж бренда' на рынке телекома практически не работает, а сетевой эффект работает на все 100. И низкие цены - самый работоспособный вариант набора критической массы пользователей.
2. Принцип обратной совместимости. Вход в сеть, если мы говорим о коммуникационных решениях, переключение на новый стандарт общения должно осуществляться с минимальными усилиями для пользователя. Одной из особенностей легкости входа в сеть является совместимость с другими сетевыми стандартами, дабы потребитель не ощущал себя что-то теряющим от перехода из сети в сеть. Это может идти вразрез с интересами бизнеса, но при росте сети есть все шансы наверстать упущенное. Новая сеть должна давать потребителю новые возможности при сохранении старых, привычных (обратная совместимость): пользователь нового блога должен быть в состоянии читать ленту друзей из своего старого блога, к примеру. Основная масса пользователей интернета уже входят в те или иные сети и блог-сообщества, обросли связями и не захотят их терять ради сомнительных преимуществ юзабилити. Это надо непременно учитывать. Впрочем, достаточно посмотреть на 'Фейсбук', чтобы понять что такое обратная совместимость, когда через эту сеть можно комментировать массу других блог-площадок и порталов.
3. Принцип привилегий членам сети. Потребитель стал членом сети, таких пользователей стало много, запустился сетевой эффект. Однако, конкуренты не дремлют и постоянно совершенствуют свои предложения, потому нахождение в сети необходимо закрепить. Сделать пребывание в сети для потребителя более выгодным, нежели выход из нее. Этот принцип во многом интуитивно понятен - пользователям социальных сетей доступны сервисы, недоступные не-членам, а сотовые операторы снижают цены на общение внутри сетей. Но этого уже недостаточно, подобные привилегии предлагаются всеми прочими сетями, они не оригинальны. Пользователя нужно сильнее привязать к сети, предлагая все более продвинутые услуги, предоставляемые эксклюзивно - от уникальных бонусных программ до первоочередного права ознакомиться с книгой модного автора. Возможно и медиа-воздействие, рассказывающее о привилегиях и продвинутом статусе членов сети - актуальны все средства, рассказывающие о том, как хорошо состоять в данной сети (разумеется, утверждения должны подтверждаться реальностью). Это служит как для роста довольства своим положением существующих членов, так и для привлечения новых. Часто этого не наблюдается и сетевой эффект поэтому неуправляем.
4. Принцип роста связей Уже упомянутый в самом начале Роберт Метклаф в своем 'законе' сделал одну важную оговорку - он сказал о той сети, где каждый узел (пользователь) доступен для любого другого узла. Видимо, нужно развить эту идею и добавить следующее: сам факт возможности связаться - ценен сам по себе. Но еще более ценным является число реальных контактов внутри сети. Для социальных сетей и блогов это актуально по умолчанию - достаточно убрать опцию 'добавления в друзья', как социальная сеть или блог теряет смысл. Сила сети заключается, в том числе, и в контактах пользователей друг с другом. На уровне конкретного круга знакомых между собой людей, стимулировать это зачастую невозможно, но можно стимулировать всех членов сети более активно знакомиться и общаться друг с другом. Чем обширнее сеть коммуникаций- тем сильнее привязка потребителя. Однако, при всей очевидности, используется этот достаточно простой принцип далеко не всегда, даже там, где без него не обойтись: блоги и социальные сети зачастую не имеют службы знакомств или поиска по интересам, намеренно усложняют странными вопросами процесс взаимного знакомства пользователей и т.д. Те же сотовые операторы не утруждают себя изобретением новых принципов использования сотовой связи, хотя возможностей хоть отбавляй. Впрочем, свято место пусто не бывает: если провайдеры сотовой связи не захотят нормально заниматься мобильными знакомствами, например, их начнут использовать провайдеры мобильных сервисов и т.п. А ведь именно связи держат пользователей внутри сети, именно связи обеспечивают лояльность.
Страницы: 1 2 3 4 5
|
|
|
|
|