|
Для начала, хотелось бы упорядочить понятие сетевого эффекта и разграничить сферы его применения. Вообще, к сетевому эффекту принято относить многие явления и продукты, обычно связанные с тотальным доминированием производителя или провайдера на рынке. К примеру, HVS или DVD-стандарты видеозаписи или офисный пакет от Microsoft. Чем больше количество участвующих в потреблении конкретного продукта или набора продуктов, тем больше сеть. Однако, это ограниченный и некорректный подход. Разделяя его можно прийти к выводу, что система электрификации страны представляет собой частный случай сетевого эффекта, как и типоразмерность водопроводных труб, санитарные нормы или же стандарты упаковочной отрасли. Что уведет нас от сути сетевого эффекта весьма далеко. Сеть - не просто число пользователей чего-либо. Само понятие 'сети' подразумевает не только большое число узлов вообще, как-то висящих в неком пространстве, а большое число узлов (пользователей, потребителей) соединенных друг с другом большим количеством связей. Таким образом, можно прийти к выводу о том, что сетевой эффект в полном смысле слова встречается только в тех областях, где есть большое число коммуницирующих субъектов. И феномен привлекательности сети объясняется именно коммуникативным аспектом. Как можно увидеть, стандартизация на индустриальном рынке (в том числе и стандарты видеозаписи) к сетевому эффекту отношения не имеют. Если бы мы наблюдали стихийное или же управляемое объединение людей в большие сообщества вокруг пользования этими продуктами - сетевой эффект имел бы место. Если же аналогичного объединения людей нет - нет и сетевого эффекта, вне зависимости от числа пользователей продукции. Отсюда можно и прийти к достаточно крамольному выводу о том, что популярность операционных систем компании Microsoft не воплощает собой действие сетевого эффекта. Увы, это лишь негласный стандарт, возникший благодаря практически монопольному положению производителя. А вот офисный пакет от того же производителя задействует сетевой эффект, так как обмен файлами - уже коммуникация. Итак, сетевой эффект возникает только тогда, когда есть объединение людей и соответственно большое число контактов между ними. Сеть может возникнуть как коммуникационная база для обычного общения (сюда можно отнести сотовую связь, блог-порталы типа Livejournal.com, интернет-пейджеры и т.п.), или построиться вокруг потребления продукта, вокруг конкретных интересов пользователей (клубы потребителей Harley-Davidson, Apple, специализированные форумы). Клубы потребителей товаров или услуг, сети любителей особенного времяпрепровождения, блог-тусовки и т.п. - варианты реализации сетевого эффекта очень разнообразны. Сети, в зависимости от специфики и объединяющего начала могут быть и рекламными площадками, и каналами продаж и даже инструментом продвижения и формирования лояльности к бренду. Впрочем, надо сделать существенную оговорку, а то может показаться, что можно легко создать клуб потребителей подсолнечных семечек или туалетной бумаги. Клуб потребителей может возникнуть (разумеется, речь идет об эффективном, действующем клубе, в котором работает упомянутый сетевой эффект) в двух случаях:- пользование продуктом не является интуитивно понятным, а сам продукт - технически сложным.
- пользователи продукта обладают схожим социальным или же профессиональным статусом, схожими имиджевыми предпочтениями или разделяют ценности одной культуры.
В этом случае, сеть возникает вокруг самого продукта или бренда, пользователи обмениваются информацией относительно использования продукта. Или же сеть возникает вокруг специфичных проблем, связанных с особенностями образа жизни или профессии. Отсюда понятны и сферы применения: производитель программного обеспечения может создать сеть вокруг пользования своим продуктом, а банковская структура - объединить в сеть главных бухгалтеров фирм-клиентов для обеспечения их соответствующей информацией. В сфере интернет-решений для массового пользователя сети возникают практически спонтанно вокруг нового ресурса, обещающего новый (или более удобный) способ реализации потребности в какой-либо информации. Монетизация сетевого эффекта является уже давно раскрытой темой, поэтому углубляться в нее нет смысла. Основных вариантов здесь 3: деньги за членство (или за привилегированное членство), деньги за дополнительные услуги и деньги за использование сети как рекламной площадки. В зависимости от особенностей конкретной сети, могут использоваться как все 3 варианта, так и какой-то один. Все определяется тем, вокруг чего возникла сеть и какие цели преследуют организаторы: платное членство может быть как благом для пользователей (отсечка 'лишних' людей), так и восприниматься однозначно негативно. Аналогично и с рекламой внутри сети - в ряде случаев она противопоказана. Впрочем, апелляции к здравому смыслу тут излишни, жадность неискоренима и еще погубит не одну сеть. Перейдем к конкретным принципам возникновения и работы сетевого эффекта.
Страницы: 1 2 3 4 5
|
|
|
|
|