|
- Да, я видела этот плакат. Скорее всего, в подсознании останется то, что в этой группе матрешек есть кукла "мужского пола" и она гораздо мельче куклы-"женщины". То ли мы должны понять, что семья нынче неполноценная и это сын мамы-одиночки, то ли это у нас теперь мужчины такие. Кроме того, какая же молодая женщина захочет ассоциировать себя с матрешкой? Так что, вероятнее всего, в подсознании останется ощущение, что Фрэнсис Бэкон любил Родину больше семьи. - А когда мы видим какого-то незнакомого мужика с закрашенным красной краской лицом и надписью: "Пьяный совершает поступки, за которые он потом краснеет трезвый"? - Это простая реклама, которая стремится уйти от морали к чувству. Но она обращается к двум разным состояниям человека, личному опыту, который никак невозможно пережить и осмыслить одновременно, - ты уж либо пьян, либо трезв. Но я думаю, что в любом из этих состояний вполне возможно и совершать поступки, и краснеть. - Вот еще телевизионный ролик. Дачный поселок, из коттеджа уезжает молодая семья, их провожают пожилые родители. Мать говорит: "Сынок, останься, все-таки выпил". Сын отмахивается: "Всего пару бокалов вина!". Машина отъезжает, в кадре показывается фура, слышен звук страшного удара. Такой ролик подействует? - Конечно. Но на маму молодого человека. А я так понимаю, что по сюжету она пьяной за руль не садится... - Хорошо, вот еще пример. На плакате мы видим женщину с тройняшками на руках. И надпись: "Стране нужны наши рекорды". - Это отличный пример рекламы, полностью обесценивающей личность. Она вызывает возмущение, потому что превращает человека в функцию. "Ты - никто, элемент статистики, - радостно говорит она. - И ты нужен нам именно таким". А ведь социальная реклама должна увеличивать значимость человека для общества, а не нивелировать ее. Вспомните еще одну совершенно нелепую рекламу. Вот эти плакаты с фотографиями рыбных блюд и надписью: "Рыба ждет"! Думаю, она была сугубо коммерческой, но тем не менее не без ноток патриотизма. Слушайте, ну, рыба... Кого ждет? Меня? Я явно не хочу, чтобы меня ждала рыба. Одно время меня на плакатах ждали чьи-то чужие дети, которые называли меня папой и уговаривали соблюдать правила дорожного движения. А тут вдруг рыба! Час от часу не легче. - У вас не создается впечатления, что авторы этих посланий представляют своего адресата как испорченного, умственно отсталого человека, который воспитывался приемными родителями в стиле "все дети как дети, а ты у меня хуже всех"? - Знаете, я думаю, в значительном количестве таких случаев мы имеем дело с пережитками советской педагогики, построенной на менторском монологе, на негативном обращении к ребенку. "Я - последняя буква алфавита!", "К хорошему нечего привыкать!", "Без труда не выловишь и рыбку из пруда!". Все воспитание в свое время строилось на этом "не". В психологии есть понятие "внутренний диалог". Этот термин обозначает процесс непрерывного внутреннего общения человека с самим собой. И если этот диалог специальными усилиями превратить в монолог, он может стать деструктивным, вести в тупик. Так что констатация негатива - процесс непродуктивный. Расскажу в этой связи такую притчу. Жил-был индеец. Пришли американцы, сожгли дом, полсемьи перерезали - и остался дедушка с внуком. Жили они дальше, построили новый дом... Как-то раз приходит внук к деду и спрашивает: "Дед, а ты ненавидишь американцев?" Тот ему отвечает: "Во мне живут два волка. Первый волк ненавидит американцев. Второй волк благодарен им за ту пользу, которую они принесли: построили дороги, школы, заводы". "А какой волк сильнее?" - спрашивает внук. И дед отвечает: "Сильнее тот волк, которого ты кормишь". Так вот, конструктивный внутренний диалог называть "диалогом" можно лишь условно - в нем должен присутствовать еще и третий голос, эмоционально нейтральный, который кормит и первого, и второго "волка", дает им общаться друг с другом. Думаю, что качественная социальная реклама должна говорить с человеком именно этим - третьим - голосом. Проблема в том, что мы в силу ли нашего воспитания, в силу ли обстоятельств этот голос где-то потеряли. И если мы его не слышим, значит, он не говорит нам о самом главном - о нашей способности влиять на этот мир. А ведь он создан для нас - такую я дала бы ему социальную рекламу.
Екатерина Пряхина Известия
Страницы: 1 2
|
|
|
|
|