|
Очевидно, какие-то азбучные истины необходимы, хотя бы для того, чтобы их нарушать. Есть в этом все-таки зачатки профессии, а не только ремесла. Потому что у нас огромное количество людей увлеченно осваивают компьютерные программы и не знают профессии. И если в живописи именно индивидуальное, порою необъяснимое, может быть удивительно хорошим и единственно верным, то в шрифте, в типографике необходимо понимание традиции, знание истории типографики, шрифта, и умение работать в коллективе, частая совместная интеллектуальная работа с профессионалами других специальностей является нормой. Сегодня прошли те времена, когда дизайнеры/типографы возмущались отсутствием широкого ассортимента шрифта на рынке. Теперь шрифтов вполне достаточно, чтобы делать хороший дизайн. Но наличие широкого ассортимента шрифта под рукой дизайнера требует от него ту профессиональную "искушенность и умение, которые раньше давались долгими годами обучения и практики". Возникает масса вопросов, и наиболее часто встречающийся вопрос о сочетаемости двух шрифтов. Казалось бы, что проще? Всем известно, что Times и Helvetica - отличная пара и великолепно дополняют друг друга. На практике не все так очевидно и просто.
Недавно вышла переизданная и переведенная с немецкого на английский язык книга Яна Чихольда "Новая Типографика". (Tschichold J. Neue Typographie. Berlin, 1928). Обрезной формат книги - 148+210 мм, размер текстовой полосы - 107+161 мм. Вот, между прочим, что написано в колофоне этой книги о шрифте: "Шрифт Aurora Grotesk в каталоге Berthold Phototype E1 (1974) был идентифицирован как наиболее близкий шрифт к использованному в немецком издании Чихольда 1928 г., однако, шрифта Aurora Grotesk ко времени создания калифорнийского издания (на английском языке) не оказалось в оцифрованном виде. Текст был набран шрифтом Imago Light Extended 7.75 pt на 11.6 pt. (leading). Шрифт был расширен по горизонтали на 112% (scaling 112%). Трекинговое значение - 16 (tracking -16), установлено в QuarkXPress'e. В качестве выделительного шрифта использован Frutiger Ultra Black с трекинговым значением 19." Понято, типографы нового издания стремились к идентичности, используя все компьютерные возможности, но вообразите, каково было Яну Чихольду создавать свое произведение в металлическом наборе, где была масса ограничений. Не часто мы видим такую тщательную работу над созданием (!) полосы набора в нашей типографике; обычно шрифт закачивают в "box" размеченный по загадочным принципам, включают переносы, выключку и все, "leading, scaling и tracking" применяют только в случае, если текст не вмещается или его надо растянуть, но это делают уже другие люди. Однажды я спросил одного известного типографа относительно его полосы набора, зачем-де он придал полосе набора некоторые, едва уловимые изменения по leading'y, scaling'y и tracking'y, а не сделал все по умолчанию. Он ответил вопросом: "Разве я не похож на типографа?". Создание простой полосы набора в типографической работе, которая имела бы свой неповторимый образ, требует очень чуткого отношения к шрифту, типографическому построению. Очень часто мы в типографической работе имеем дело не только с полосой набора. Встречаются заголовки, подзаголовки, выделения и пр., которые обычно для придания им большей выразительности набирают отличным от основного набора шрифтом. Сопоставление двух шрифтов, контрастных по своему пластическому содержанию, действительно рождает новый смысл, которого в отдельно взятых шрифтах нет: они самодостаточны.
Некоторая информация о наиболее известных шрифтах не столько с точки зрения истории их возникновения, сколько со стороны их сочетаемости с другими шрифтами. Встречающиеся рекомендации прошу принимать с очень большой оговоркой, учитывая то огромное количество комбинаций, которые возникают, если каждому из шрифтов присваивать разные параметры (см. выше "в колофоне книги Яна Чихольда"). Некоторые замечания взяты из книги Аллана Хейли (Allan Haley ABC's of Type. Watson-Guptil Publications. NewYork,1990). Baskerville - считается альтернативой шрифта Times и имеет очень широкий спектр применения. Baskerville хорошо раборает почти со всеми гротесками. Хоршие результаты при смешении с антиквенными шрифтами. Следует избегать пары с Bodoni Bodoni - также хорошо работает с многими гротесками и некоторыми старостильными антиквами. Не рекомедуется смешивать с Didot и Walbaum. Garamond - был и остается великолепным книжным шрифтом, также с успехом применяется в других видах печати. Практически очень хорошо сочетается почти со всеми гротесками, начиная с гуманистического Frutiger (FreeSet), и до геометрического ITC Avant Garde Gothic. Многие антиквенные шрифты неплохо работают с Garamond. Не рекомендуется использовать Garamond вместе с Bembo или Goudy Old Style. И еще одно замечание - Garamond не терпит сильного сужения и тесного набора (отрицательный трекинг, другими словами - межбуквенный пробел). Gill Sans-был спроетирован человеком, который, в первую очередь, был резчиком по камню и каллиграфом, и во вторую - шрифтовым дизайнером. Gil! Sans является одним из лучших гротесковых шрифтов нашего столетия, огромен спектр его применения. Gill Sans, как пишет Haley, дружественный шрифт. Хорошо смешивается с другими шрифтами. Также хорошо смешивается со своими собственными начертаниями (как известно, этот шрифт имеет начертания: Gill Sans Extra Condensed и Gill Kayo, которые имеют отличные от основного начертания рисунки букв). Антиквенные шрифты, такие как Baskerville, Garamong Goudy Old Style, очень хорошо работают с Gill Sans. Следует избегать применять Gill Sans вместе с другими гротесками (Sans Serif), хотя сверхжирное Gill Kayo и сверхсвелое начертание Helvetica дают прекрасный результат. Times - это рабочая лошадь, применим во всех мыслимых сферах типографики. Хорошая сочетаемость со многими шрифтами из-за его слабой индивидуализированноеT и стилистической обособленности.
Страницы: 1 2 3 4
|
|
|
|
|