|
Однако одним таким примером злоключения россиян в СНГ вряд ли закончатся. Если верить Сергею Зуйкову, с подобной проблемой может вскоре столкнуться и компания 'Вымпелком'. ''Би Лайн', насколько мне известно, вначале объявил, что придет в Казахстан, потом купил там местного оператора, а после этого начал регистрировать знак. Но какой-то казахский предприниматель их опередил. И теперь компанию ожидают большие проблемы со знаком в этой стране',- сообщил он. Правда, пресс-секретарь 'Вымпелкома' Юлия Остроухова заявила СФ, что в компании ничего не знают о возможном перехвате брэнда. 'Никаких претензий или предложений по данному вопросу к нам не поступало. Сейчас идет процедура регистрации наших знаков',- отметила она. Впрочем, с марочными пиратами российские компании чаще сталкиваются на территории нашей страны. В последнее время перехватчики брэндов стали еще более изворотливыми, а их мастерство невероятно возросло. Они больше не довольствуются регистрацией еще не присутствующих в России брэндов, а отыскивают все новые способы заработать на уже зарегистрированных товарных знаках. 'Раньше мы не могли выиграть в суде из-за того, что были выявлены нарушения закона. Теперь стараемся работать, ничего не нарушая. Клиентам также советуем, что делать, чтобы суды не смогли найти в их действиях ничего противоправного',- хвастается Сергей Зуйков, специализирующийся на регистрации чужих товарных знаков. Чтобы противостоять рэкетирам, компаниям нужно как минимум знать, какими именно слабостями товарных знаков чаще всего пользуются марочные пираты. Беззащитные рэкетиры Компаниям из развитых стран проблема воровства чужих товарных знаков знакома мало. Например, в США приоритетное право владения товарным знаком закреплено строго за тем, кто первым использовал марку. То есть, если недобросовестному предпринимателю придет в голову зарегистрировать товарный знак, под которым другая фирма уже производит какую-нибудь продукцию, первичную регистрацию он может пройти. Однако он не сможет предъявлять претензии другим компаниям, пока не докажет, что выпустил на рынок продукцию под этой маркой раньше других. В Европе с 'марочными пиратами' борются по-другому. Там установлена жесткая система штрафов за подобные нарушения. Кстати, в России 'перехватчиков' брэндов тоже можно призвать к ответственности. Но, как утверждают юристы, сделать это очень сложно. Обычно 'пираты' регистрируют свои фирмы в форме ООО, и взыскать с них что-нибудь сверх имеющегося имущества и капитала невозможно. В странах же Европы и США применяется концепция 'проникновения за корпоративный занавес', позволяющая выяснить, кто стоит за учредителями той или иной фирмы и распространить на них ответственность. Однако такие меры не защищают от действий компаний, регистрирующих товарные знаки, схожие с раскрученными брэндами. Самый известный пример последнего времени - тяжба между софтверными фирмами Microsoft (брэнд Windows) и Lindows. Последняя, зарегистрировав в 2001 году на себя торговую марку, не только продавала операционные системы под этим брэндом, но даже интерфейс сайта сделала очень похожим на интерфейс Microsoft Windows. Судебную тяжбу с неожиданно объявившимся конкурентом Microsoft начала в 2002 году. Сначала Lindows пыталась защищаться, утверждая, что раз слово windows (окно) - общепринятый термин, то схожесть Lindows с этим словом не нарушает чьих-либо прав. Однако весной этого года суд Нидерландов все-таки вынудил Lindows изменить название. Но Microsoft, которая вела тяжбу сразу в нескольких странах, летом предпочла заключить с Lindows мирное соглашение. В обмен на $20 млн последняя передала Microsoft свой брэнд и переименовалась в Linspire. Права на сайты Lindows.com и Lindowsinc.com будут сохранены за Linspire до 2008 года. Дорогостоящее промедление Казалось бы, очевидно: торговую марку необходимо своевременно и правильно регистрировать. Однако чаще всего от действий захватчиков страдают именно те, кто не успел вовремя закрепить за собой право на собственный брэнд. 'Иностранным компаниям кажется, что российское законодательство аналогично законодательству в развитых странах. Например, в США вообще невозможно зарегистрировать товарный знак, не используя его. Можно лишь подать заявку на регистрацию, но приоритет все равно будет у того, кто первым начал использовать знак, выведя его на рынок. Поэтому когда иностранцы приходят на наш рынок, то ожидают, что здесь будет схожая ситуация. И ошибаются',- объясняет международный партнер Baker & McKenzie Евгений Ариевич легкомысленное отношение иностранных компаний к регистрации собственных брэндов в России. Расплата за подобное легкомыслие может быть весьма серьезной. Так, примерно полгода назад завершился судебный процесс по делу о незаконном захвате российской фирмой товарного знака известного британского производителя гоночных автомобилей McLaren. Товарный знак зарегистрировала иностранная фирма, находящаяся под контролем российского владельца. После чего фирма-рэкетир разместила на своем сайте предложение выкупить марку за миллион долларов. Узнав о действиях мошенников, настоящий владелец брэнда обратился за помощью в компанию Baker & McKenzie, рассказывает господин Ариевич. Попытки отстоять право британцев в Роспатенте успеха не принесли, пришлось идти в суд. Фирмы, регистрирующие чужие знаки на свое имя, обычно тщательно прорабатывают все детали сделки, чтобы иметь возможность доказать в суде законность своих действий. Но если тщательно следить за всеми их действиями, есть шанс обнаружить в них ошибку. Так, именно благодаря оплошности, допущенной перехватчиками, адвокатам настоящего McLaren удалось выиграть дело. 'Иностранная компания, зарегистрировавшая товарный знак, не подала своевременно документы для продления своей деятельности и прекратила существование,- рассказывает господин Ариевич.- Но каким-то непостижимым образом она смогла передать регистрацию другой фирме, и Роспатент успел зарегистрировать передачу. Тем не менее это позволило нам потребовать в арбитражном суде признания недействительным решения Роспатента о передаче права и, соответственно, недействительной и саму регистрацию знака. В результате слушаний во всех трех инстанциях нам удалось доказать свою правоту'.
Страницы: 1 2 3 4
|
|
|
|
|