|
Этот предрассудок культивируют многочисленные конкурсы, похоже, созданные специально для того, чтобы воспитывать шарлатанов в рекламе. На них вы не услышите слова "продажа", там все талдычат об оригинальности.
Кит Райнхард (Keith Reinhard), Президент жюри в Каннах '99, говорит об идеях, которые должны быть непременно "свежими и оригинальными". Энди Берлин (Andy Berlin), Председатель жюри лондонского фестиваля, опять же толкует о "креативности, оригинальности и производственной ценности (?)".
Заморским авторитетам вторят и наши. Томара Глушакова (Rivita-Marketing): "В рекламе, как известно (Кому? - А.Р.), важна новизна и оригинальность решений. Поэтому ставка делается на творчество. (!?)" Владимир Горохов (завкафедры экономической журналистики и рекламы МГУ) призывает "продуцировать (!) свежие, оригинальные идеи в сфере рекламы".
Бо Роннберг, шведский рекламный новатор, прославился тем, что показывал на щитах голые зады. Может быть, это страшно оригинально в Швеции - стране, известной своей острой нехваткой обнаженной натуры, но... что это продало! Наш доморощенный "мэтр" Грымов не очень опечалился тем, что его "балетная" реклама водки "Белый орел" резко снизила продажи - не мешайте творить, господа!
К подобным потугам знаменитый рекламист Лео Бернет, кстати один из самых творческих людей в рекламе, обычно относил высказывание искусствоведа Бернарда Беренсона - "оригинальность некомпетентности". Я лично согласен с агентством Ted & Bates, которое считает: "Оригинальность - наиболее опасное слово в рекламе". Агентство Benton & Bowles справедливо считает: "Если реклама не продает, она не творческая". Американец Эд Кокс писал: "Нет творческих и нетворческих копирайтеров, есть только хорошие и плохие создатели реклам".
А как считаете вы?
Потребитель рекламы
В разговорах о рекламном творчестве практически всегда отсутствует потребитель рекламы. Давайте все-таки выясним, кто он такой и спросим его - Что же ему нужно от рекламы? (Если бы мы почаще задавались этими вопросами, у нас было бы меньше глупой рекламы).
Кто он? Итак, кто потребитель рекламы? Рекламодатель, который редко что-либо понимает в рекламе, как, например, господа из московского представительства Microsoft? Может быть - это эстеты, которых вы встретите на постановке модного режиссера или на выставке модного художника? Или члены жюри конкурсов рекламы? Кто же это? Да простой обыватель. Человек, которого по Дейлу Карнеги интересует он сам и его проблемы.
Если он и обращает внимание на одну из тысяч реклам, то только в поиске решений своих проблем. Один рекламист справедливо заметил: "Люди не читают рекламных объявлений как таковых. Они читают то, что их интересует, и иногда этим оказывается рекламное объявление". Человек редко сам ищет рекламу, он даже от нее отмахивается. На уровне подкорки он отвергает рекламные ребусы, требующие времени и сил для расшифровки. Он лениво переворачивает страницу или не останавливает взгляд на глупой "наружке".
Что он думает о рекламе? Давайте его спросим.
Что ему нужно?
Мы здесь опустим его матерные слова о рекламе вообще, о том, как она мешает ему смотреть интересный фильм или читать журнал.
Когда же он признается, что иногда он все же получает от рекламы кое-какую пользу, спросим его, что бы он хотел от рекламы товара (!), который привлек его внимание.
Об этом товаре он хотел бы узнать как можно больше. (Огилви: "Чем больше фактов вы сообщаете, тем больше Вы продаете".) Он также хотел бы, чтобы эта информация легко усваивалась на его уровне понимания данного (часто очень сложного) товара.
Чего он не хотел бы? Он не хотел бы, чтобы реклама принимала его за полного идиота. Ему наверняка хотелось бы, чтобы большая часть рекламы на ТВ "больше жевала, чем говорила".
Потребитель и оригинальность А как наш герой оценивает оригинальность в рекламе - ну, в общем, "то, чего до этого не существовало"? Этот вопрос имел бы для него некоторый смысл, если бы он знал "чего до этого существовало", то есть был бы историком рекламы. А им он не является, почти со 100%-ной вероятностью. Так кто же тогда будет оценивать новизну и оригинальность? - Совершенно верно, другие "новаторы" и на них и работает "псевдотворец".
Болезни рекламы В рекламе бациллы псевдотворчества порождают массу хронических недугов. Часто бывает достаточно хотя бы одного, чтобы реклама, этот исключительно хрупкий продукт, стала неэффективной или вообще перестала быть рекламой. Рассмотрим некоторые из этих недугов и заблуждений.
Кашу маслом испортишь! Как в машине не должно быть ненужных деталей, так и в рекламе не должно быть ничего ненужного - ненужной графики, ненужного текста, ненужных "прибамбасов" в Интернете, ненужных выкрутас в видеорекламе и т.д. Хороший рекламист напоминает хорошего хирурга - и тот и другой трижды думают, прежде чем применить тот или иной метод или инструмент.
Art-directoritis Дизайн в рекламе традиционно выполнял роль упаковки, как ему и положено. В 60-х годах увлечение красивостью в ущерб продаваемости назвали art-directoritis. Этот недуг резко обострился с появлением мощных компьютерных графических пакетов. Не было бы НЕсчастья, да счастье помогло. Научившись нажимать на кнопки в Photoshop'е, Corel'е и более "крутых" программах, а также запасясь различными библиотеками изображений, жаждущий самоутверждения "дизайнер" творит непроходимые цветастые джунгли. Но это ни его, ни его коллег не интересует, ведь главное - "покрасивше"! Эти "творцы" уже давно создали целую индустрию самолюбования - десятки рекламных конкурсов, где они резвятся на деньги клиентов. Art-directoritis и все, что с ним связано, расцветает пышным цветом на почве целого ряда заблуждений. Одно из них - это мнение, что реклама якобы является искусством.
Автор: А.П. Репьев
Страницы: 1 2 3 4 5 6
|
|
|
|
|