|
Автомобиль сегодня - не только, а часто и не столько, транспорт, сколько эффективный способ социальной самоидентификации. Отношение человека к автомобилю формируется в зависимости от социального положения, материального достатка, возраста, социального пола - гендера. Поскольку актуальность гендерного подхода к рекламе и маркетингу стремительно нарастает, попробуем рассмотреть отдельно этот фактор и ответить на вопрос: гендерно ориентированный маркетинг - это реальный инструмент продвижения товара, или очередной профессиональный миф? Производители автомобилей широко используют инструменты гендерно-ориентированного маркетинга при разработке моделей, их позиционирования, создавая авто условно 'женские', условно 'мужские' и условно 'унисекс'... Вот только как показывает практика, ожидания и прогнозы в отношении гендерно-ориентированных моделей сбываются не всегда. Поэтому интересным представляется рассмотреть социологию 'автомобилизации' сквозь призму гендерного подхода потребителей. Ведь даже такой простой вопрос, как 'существуют ли различия между мужчинами и женщинами в предпочтении автомобилей, в их отношении к авто, его восприятию, роли и месту в жизни', вовсе не имеет однозначного и универсального ответа. Ну а что касается, мотивов и критериев выбора определенного автомобиля у покупателей различного пола - здесь все еще сложнее. Целью нашего небольшого исследования и стало выявление и анализ гендерных аспектов потребительского поведения в сфере продаж автомобилей. Предполагается, что полученные результаты могут использоваться в реальной торговой практике автосалонов. Эмпирической базой исследования стали результаты социологического исследования 'Автомобиль в вашей жизни', проведенного в феврале - марте 2009 года в автосалоне 'Прайм Моторс' (г. Череповец), а также маркетинговое исследование - лабораторный опрос с использованием метода hall-test. В ходе подготовки и проведения исследования мы уточнили и своеобразие гендерного восприятия автомобиля в процессе потребительского поведения. Для этого использовали гендерную маркетинговую модель. Она представляет собой схематическое изображение процесса принятия потребительского решения. Женский тип - в виде спирали - как поиск идеального решения. Мужской - в виде прямой линии, символизирующей поиск оптимального решения (рис.1).
Рисунок 1. Схема принятия покупательского решения мужчины ('прямая') и женщины ('спираль') Результаты проведенного социологического исследования помогли выявить и структурировать гендерные аспекты и отличия потребительского поведения в сфере продаж автомобилей в виде некоторой системы.
Диаграмма 1. "Наличие автомобиля у респондента" ( в % от общего числа опрошенных)
Диаграмма 2. "Приобретение автомобиля в планах респондента" ( в % от общего числа опрошенных) Среди опрошенных (всего 100 человек: 62 мужчины и 38 женщин) 74% мужчин и 55% женщин - посетителей автосалона уже имеют личный автомобиль. Марки, которым отдали свое предпочтение респонденты, следующие: Lada, Daewoo , Chevrolet Niva, Skoda, Nissan , Peugeot , Toyota , Mitsubishi, Volkswagen, Suzuki , Audi и др. Не взирая на кризис, 65% посетителей- мужчин пола и 74% женщин все же планируют приобрести новую машину. Потенциальные покупатели-женщины ожидают от нового авто комфорта, удобства, безопасности, практичности, экономичности, приемлемого соотношения цена/качество, определенного стиля и т.д. Мужчин интересует качество, надежность, функциональность, долговременность эксплуатации, высокие технические характеристики, и т.д. Многие респонденты (40% мужчин и 39% женщин) уже определились с маркой будущего автомобиля: Chevrolet Niva, Skoda, Daewoo , Toyota, Renault, Mazda , Mitsubishi, Audi.
Страницы: 1 2 3 4 5 6
|
|
|
|
|